Неделю назад закончилось судебное разбирательство в Магаданском городском суде по уголовному делу против известного в области старателя, директора ООО «Полевая» Николая Дереженца. СМИ Колымы опубликовали официальный пресс-релиз УФСБ России по Магаданской области, где сказано, что в отношении Николая Дереженца вступило в силу постановление суда о прекращении уголовного дела в отношении старателя. Иными словами, дело было прекращено, так как директор «Полевой», из-за возраста (ему исполнилось 67 лет) и госнаград попал под амнистию.
Однако позже на портале Magspace вышла публикация пользователя Ingvar, где автор разбирает это непростое и запутанное дело. Полный текст расследования Ingvar читайте здесь. Давайте и мы попробуем разобраться, что произошло с Николаем Дереженцем.
В чем его обвиняли?
Уголовное дело в отношении Николая Дереженца было возбуждено в 2015 году. Его обвинили в том, что он приторговывал шлиховым золотом.
«Обвиняемый приобрел самородное (промышленное) золото общей массой более 3-х килограммов и совершил незаконную сделку купли-продажи с директором ювелирной мастерской Амиряном А.В., который признан Магаданским городским судом виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 191 УК РФ и приговорен к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении», - говорится в материалах дела.
Каковы были факты?
Главной уликой по делу было чуть более 3 кг промышленного золота, изъятое у магаданского ювелира А.В. Амиряна. При этом сам Амирян и во время следствия, и на суде утверждал, что золото от Дереженца не получал. А золото, которое следователи нашли в мастерской, по словам ювелира, он обнаружил под колесами автомобиля.
Биологическая экспертиза подтвердила, что золото можно было добыть на примерно 20-ти участках, разбросанных по всей территории области. Никаких следов, например, потожировых выделений Дереженца на этом золоте не нашли.
Обыски у него на квартире не дали следствию доказательств, что изъятый металл мог ему принадлежать.
Как Николай Дереженец вообще оказался фигурантом дела?
Итак, согласно материалам дела, ювелир Амирян А.В. 24.02.2015 в телефонном разговоре с неустановленным лицом в завуалированной форме обсуждает способы доставки, оплаты и приобретения промышленного золота, а также переводы денежных средств.
Эти разговоры в кабинете ювелира якобы подтверждают совершение им с неустановленным лицом в период времени с 16 часов 46 мин до 17 часов 35 минут 24 февраля 2015 года незаконной сделки с изъятым у него промышленным золотом.
Но кто же это неустановленное лицо?
На представленных в качестве «доказательства» аудио и видеозаписях можно было слышать и видеть, как Дереженец приходит в офис к Амиряну, где рассматривает ювелирные изделия, обсуждает детали своего заказа (к юбилею артели «Полевая» директор заказал у ювелира несколько сотен значков из серебра с самородочками и памятные монеты). Затем пьёт чай, приобретает ювелирные изделия, осматривает ювелирный цех. Нигде на видео нет даже намёка на совершаемую там «незаконную сделку с драгметаллом».
При этом эксперты утверждали, что реплики, которыми обменивались Амирян и Дереженец при заказе значков являются секретным кодовым языком.
Кроме того, Дереженец приобрел и передал Амиряну серебряные монеты, которые затем переплавлялись в гранулы для значков. Эти значки Дереженец и принес в суд, чтобы показать, о чем велся диалог с ювелиром.
Все материалы, использованные в этом производстве, были совершенно легально приобретены, что подтверждается чеками, квитанциями и наличием самих изделий (на аудиозаписях детально описан старатель с лотком, в котором лежат самородочки, так и выглядят эти значки).
Но следствие посчитало, что некая сделка могла быть. И дело закрутилось.
Позиция Дереженца
Начались 2 года следствия. Почетного металлурга СССР кавалера ордена «Знак Почёта», одного из самых уважаемых людей на Колыме вызвали в управление ФСБ, где и предложили написать явку с повинной. Вот как Николай Адамович вспоминает этот момент в интервью изданию «Бизнес-газета Дальний Восток»:
— Я не мог прийти в себя от столь чудовищного обвинения. Отработав 45 сезонов на добыче золота, я никогда ничем себя не запятнал! И теперь вдруг стал преступником, незаконно торгую золотом. Конечно, никто из тех людей, которые меня знают, в это не поверит, но сам факт этого обвинения! Причём молодой следователь разговаривал со мной в грубой форме, обещал «перевернуть с ног на голову» нашу артель, и всё время склонял меня подписать признательные показания — дескать, в таком случае я попаду под амнистию. А я не понимаю, какие мои преступления будут амнистированы, никакой вины на мне нет.
Потом вызвали меня ещё раз, всё по тому же обвинению. Встречался по поводу дикого обвинения с губернатором Владимиром Петровичем ПЕЧЕНЫМ. Он меня поддержал, но, видимо, сделать ничего не смог. Хотя на время меня оставили в покое, правда, начались непрерывные проверки артели. Сегодня одна, завтра другая, потом третья… И по результатам каждой на меня накладывали штрафы.
Решение суда
Все два года Николай Дереженец руководил артелью из Магадана, сидя под подпиской о невыезде. Из-за этой же подписки он не мог выехать за пределы города на обследование по онкологическому заболеванию.
Наступил решающий день суда и ключевой свидетель обвинения ювелир Амирян А.В., дал показания в пользу Дереженца, которые полностью не соответствовали версии следствия.
Что же делает суд? – Судья заседания вспоминает, что, оказывается, существует амнистия и предлагает Дереженцу воспользоваться этим правом. Но по закону такое предложение должно было прозвучать еще 2 года назад, ведь и тогда Николай Дереженец подпадал под амнистию, и дело должны были прекратить. В итоге старатель, устав от судебных дрязг, согласился и написал ходатайство. Заметим, не признание своей вины и факта участия в преступлении, а свое согласие на прекращение дела по амнистии. Но в сообщениях СМИ ситуация выглядит так, будто он признал вину, но был амнистирован, что не соответствует действительности.
Послесловие
Думаю, мало у кого возникнут сомнения, что руководителю лучшей артели Колымы, всю жизнь проработавшему на севере и никогда не замеченному ни в каких махинациях, придет в голову в 67 лет тайно толкать золото ювелирам.
У этого преступления нет даже мотива, ведь только официальные цифры добычи «Полевой» впечатляют. Например, в артели в 2015 году добыто 478 кг, в 2016 год – 464 кг.
Николай Дереженец даже выплатил налоги с золота, которое он так и и не получил с Колымского аффинажного завода. Он вынужденно отдал 62 млн рублей налогов за драгметалл, который у него попросту украли. Если у человека есть 62 млн чтобы заплатить налог, вряд ли будет ли он рисковать свободой из-за 3 кг золота, цена которому на черном рынке - 3 млн рублей.
Зачем же тогда начали «раскручивать» это дело, привлекая Дереженца в качестве обвиняемого, опорочив репутацию?
«Я полагаю, что это происходит из-за того, что я не прекращаю попыток найти виновных в пропаже золота с Колымского аффинажного завода. К сожалению, официальное следствие стопорится, хотя прошло уже 4 года. Это не первые попытки привлечь меня по надуманным делам с тех пор, как я занимаюсь этой темой. Но я знаю, что моя совесть чиста, и, если не по этому, но по другому сфабрикованному делу меня все же упекут за решетку, я и там останусь честным человеком, который за всю жизнь не украл ни рубля», - резюмировал Николай Дереженец.
К слову, в 2013 году артели "Полевая" пришлось действительно нелегко. Пропавшее золото ударило по всем, и, прежде всего, по людям. В артели работало около 200 человек. Николай Дереженец тогда прямо говорил об этом в интервью программе Вести-Магадан.
Но уже через год тот же канал делает видеорепортаж о жизни в артели. Несмотря на этот удар, и производство, и людей удалось сохранить.