Исчезнувшее золото. Лавры Билибина - татарину Бориске?

  • Анатолий Смирнов

Где золото, там и тайны. Еще Олег Куваев, работая над романом «Территория» и стремясь придать ему романтический ореол, предварил свое произведение цитатами о благородном металле, начиная с Библии. 

В советское время это было смелым шагом, т. к. поклонение «желтому дьяволу» - главному распорядителю человеческих жизней - официально не поощрялось. Но золото все равно пробивало любые преграды и возвращалось к нам.

Лавры Билибина - татарину Бориске?  

Нет, татарами не были ни Билибин, ни Цареградский. В 1912 г. они еще под стол пешком ходили и не мечтали о славе первооткрывателей. Не был татарином и Берзин, обучавшийся тогда в Берлине живописи и не знавший, что от прекрасного до лагерных вышек всего лишь один шаг — через революцию.

Многие из нас слышали историю про первого колымского старателя Бориску. Так вот он, оказывается, не Бориска, а Бари Шафигуллин, уроженец деревни Мирза Казанской губернии. 

Татарские исследователи вполне серьезно это утверждают, а один из них, геолог, доктор наук В. Мерзляков, даже ставит его выше Билибина. 

В 1999 г. в газете «Вечерняя Казань» он пишет: «Так закончилась история легендарного Бориски — казанского татарина Бари Шафигуллина, имя которого по праву должно стоять первым в ряду первооткрывателей колымского золота. Полученные им данные способствовали развертыванию грандиозных по масштабам геологических работ, план которых блестяще разработал талантливый геолог Ю. Билибин». 

Вот так, ни больше ни меньше. А дальше В. Мерзляков предлагает организовать Татарско-Магаданскую золоторудную компанию (в честь заслуг Бари Шафигуллина, очевидно?) и отвозить часть золота в Татарстан...

Что ж, цель мечтателей с берегов Волги ясна. Хорошо, что она осталась на бумаге. Но как говаривал создатель выражения «желтый дьявол» М. Горький: «А был ли мальчик?».

Не знаю, как в Татарстане умудрились проследить генеалогическое древо уроженца деревни Мирза и связать его с Бориской. Бумаг-то он никаких не оставил! Так и я, например, могу назвать себя его потомком, поскольку прадедушка у меня был Борис, в начале прошлого века сгинувший где-то в Сибири...

В. Мерзляков сообщает о Бориске следующее: «Вольный старатель Бари Шафигуллин очутился на побережье Охотского моря близ нынешнего Магадана в 1912 году. Якуты и русские переименовали Бари в Бориску, с этим прозвищем он и вошел в историю. Уклонившись от призыва в армию, Бориска ушел в тайгу. 

Заготавливал сено для якутов, охотился, рыбачил и, конечно же, искал золото. Поиски завершились успехом в долине р. Среднекан. В устье небольшого ручья, впоследствии названного его именем (ключ Борискин), он и нашел первое промышленное колымское золото. 

Высадка Первой Колымской экспедиции

Однако воспользоваться им ему не пришлось. Поздней осенью 1916 года Бориску нашли мертвым проезжавшие мимо якуты. При нем — мешочек с золотом. Похоронили несчастного старателя в его же шурфе, но, как оказалось, ненадолго. Лет через двадцать тело подцепил ковш экскаватора, разрабатывавшего россыпь золота на Борискином прииске. 

Труп бородатого человека в потрепанной одежде хорошо сохранился в условиях мерзлоты. После медицинского освидетельствования и составления акта Бари Шафигуллин был перезахоронен на склоне сопки».

У меня, прежде чем рассмеяться, к уважаемому доктору геолого-минералогических наук есть лишь три вопроса. Неужели на Первую мировую войну призывали с побережья Охотского моря? Где находится акт о медицинском освидетельствовании Бари Шафигуллина?

И какими это данными от «трупа бородатого человека в потрепанной одежде» смог воспользоваться Билибин?

Винчестер - за бидончик золотого песка

Я не буду слишком резко перескакивать в современность и рассказывать о том, как и кто золото ворует. Не проходит и недели, чтобы СМИ не сообщили об очередной партии конфискованного драгоценного металла. Сообщу другое: Колыма и Чукотка по количеству кладов на душу населения занимают первое место в мире. Все зарытое пиратами за несколько веков не может сравниться с зарытым, припрятанным или украденным у нас за девяносто лет золотом.

Вот лишь две характерные истории, которые можно назвать и преданиями, имеющими под собой реальную основу, и колымскими байками.

Говорят, что в 30-х годах на Чукотке один летчик в районе Мыса Шмидта произвел очень выгодный обмен. Он выменял у чукчи за винчестер бидончик золотого песка и самородков. Здесь возникает несколько возражений. Во-первых, береговые чукчи никогда золото не добывали. Да и остальные тоже. Во-вторых, на Чукотке на побережье Северного ледовитого океана до 70-х годов не было обнаружено сколько-нибудь значимых россыпных месторождений. И последнее, самое главное. 

Вспомним, когда вообще стали добывать золото на Чукотке? Значительно позже. И тем не менее, как говорится, истина где-то рядом. Тот же Олег Куваев утверждал, что в 30 — 40-е годы драгоценный металл на Чукотке отбирали даже у заключенных, но связывали подобные случаи с «переброской» золота из колымских районов.

Или еще один пример. Я слышал несколько рассказов о катастрофе самолета со старательским золотом. Самолет разбивался недалеко от Марково, вблизи Сеймчана и на границе с Хабаровским краем. 

Время называлось примерно одинаковое: конец 50-х — начало 60-х годов. Но, насколько мне известно, золото, добытое в старательских артелях, в те годы на самолетах не перевозилось. А катастрофы? Да, были, но почему-то каждую из них наше обыденное человеческое сознание связывало с золотом. 

Наверное, оттого, что все это происходило на территории, где золото имело такое же значение, как на Аляске или в Калифорнии. Психология человека ведь везде одинакова, будь то при социализме или при капитализме.

Загадка Первой Колымской экспедиции

Апофеозом же кладоискательских историй служит детектив о пропаже золота, добытого Первой Колымской экспедицией Ю. Билибина. Среди старожилов ходила такая байка. Говорили даже, что последующая опала знаменитого геолога связана именно с этим, т. к. он, как руководитель, нес ответственность за драгоценный металл. И, мол, Вторую Колымскую экспедицию потому и возглавил Цареградский, что Билибину уже не доверяли...

За годы байка выросла до исторического предания, до вполне правдоподобной версии. По крайней мере, такое впечатление складывается, стоит взять в руки книгу А. Мартыненко «Невостребованные клады», вышедшую в Санкт-Петербурге в 1998 году. Из нее мы можем узнать даже подробности пропажи золота.

Оказывается, существовал на свете человек, который смог украсть 20 килограммов золота, добытого в ходе Первой Колымской экспедиции. И не просто украсть, но и надежно их спрятать.

Правда, воспользоваться ему драгоценным металлом не пришлось — удачливого вора отправили в Магадан, а затем — на Соловки... Там его расстреляли, но он успел, как в классическом приключенческом романе, рассказать одному из зэков о координатах и приметах того места, где спрятал украденное. Так что и сегодня еще не поздно пройтись по маршруту наших первопроходцев. Авось повезет.

Эх, не читал автор местных краеведов и историков. От них он бы узнал, что в 1928 г. на месте Магадана еще была тайга, а знаменитую Нагаевскую культбазу выстроили в 1929-м.

Может быть, Билибин с Цареградским скрыли пропажу? Но всем известно, что во время экспедиции удалось добыть не более трех килограммов образцов золота, часть из которого нашел В. Цареградский совершенно случайно — в банке из-под какао. Очевидно, кто-то из первых старателей (уж не Бориска ли?) подготовил для геологов такой подарок.

...Удивительной, хоть и трагической судьбе Колымы можно позавидовать. Или наоборот — «Будь проклята ты, Колыма...». Это кому как нравится. Но из истории ни одной из ее страниц не выкинешь. И кто знает, может быть, на самом деле в нашем краю золотой и зэковской романтики есть еще не найденные клады?

Статья опубликована в книге Анатолия Смирнова "Территория тайн" (Магадан, 2003) 


Независимый информационный портал

Телефоны редакции: 

8-924-851-07-92


Почта: 

vesmatoday@gmail.com

     18+

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика