Прошло уже 2 месяца 2020-го, скоро будет и 2 года с момента губернаторства Сергея Носова в Магаданской области.
Пора бы сделать какие-то выводы, особенно ввиду последних событий в регионе. Ну а за неимением на Колыме политической журналистики и независимых политологов, писать придется редактору «Весьма».
Хотя мне, например, больше нравятся истории про городского пса, ворующего шапки.
Ладно, поехали. К чему же пришла Колыма на второй год отношений с новым губернатором?
Деньги.
С этим тезисом не поспоришь: с приходом Сергея Носова в область пошли финансы из федерального центра в масштабах, о которых прежде можно было и не мечтать.
Но есть нюансы: во-первых, с их помощью закрывали дыры в бюджете, которые образовались при прежнем губернаторе Владимире Печеном.
Например, миллиард на здравоохранение, которое в 2018-2019 годах проело все сусеки и даже начинало подъедать себя.
Однако уже в 2020 году ситуация с деньгами на медицину не очень понятна: правительство в проекте бюджета уверяет, что увеличило финансирование на 284 млн, и теперь оно составляет 7,6 миллиардов рублей.
При этом в самом документе программы до сих пор (последние поправки 21.01.20) значится сумма финансирования на текущий год в 5,1 млрд рублей.
Дополнительный миллиард все же дали из федеральных денег, но в ОМС средств все равно не хватает.
В целом цифра впечатляет: доходов и расходов бюджета Колымы в 2020 году в размере 42,4 млрд рублей еще не было.
Но отметим, что это - консолидированные доходы, то есть с различными стройками, нацпроектами и т.д.
Бюджет Колымы все еще дотационный, то есть, сами себя мы прокормить не можем.
Стройка.
С появлением Сергея Носова в области начались масштабные стройки и создаются проекты: ФОК «Президентский», Перинатальный центр (новый роддом), ЖК «Нагаевский», школа в поселках Ола, на Талой, проект застройки горохового поля и т.д., не считая модельных библиотек в районах и прочих прожектов поменьше.
Здесь действительно, только его заслуга, его знакомства в «верхах», добывание денег и пробивание финансирования проектов.
У предыдущих губернаторов, стоит сказать, подобных связей, когда за один приезд можно встретиться с несколькими министрами и чинами первого ряда, никогда не было.
Очевидно, Сергея Носова в кабинетно-кремлевской Москве воспринимают если не как равного, то как «своего».
Но тут, вероятнее всего, не обошлось без высочайших покровителей (среди них, к примеру, называют главу «Ростеха» Сергея Чемезова), через которых нынешний губернатор обрел и знакомства, и заветные номера в своем телефонном справочнике.
Но для жителей области методы и личные связи губернатора по выбиванию преференций и денег для области, собственно, не важны.
Кто строит и не строит?
На этом тезисе остановимся подробней.
При Владимире Петровиче, как при гоголевском помещике Манилове, все было внешне благостно: губернатор рассуждал о хрустальных мостах, в уме строил таунхаусы на гороховом поле и мечтал вновь присоединить Чукотку к Колыме.
В это время основные господряды, а с ними и жирнющие куски федеральных и региональных денег получали местные бизнесмены, большинство из которых сидели в городской и областной думах.
«Уделяли» ли малую толику от полученных подрядов лично Печеному, история следственного комитета и ФСБ умалчивает, однако в чиновничьих кругах экс-губернатора все еще называют «десятником», видимо, намекая на размер отката в процентах от того или иного господряда.
Здесь было б уместно вспомнить Мишу "2%" Касьянова, но кто эти аналогии сейчас припомнит.
При Носове ситуация изменилась: прежних «слуг народа», формирующих капиталы за счет госденег, начинают от «кормушки» серьезно оттеснять. К слову, уже сегодня ни одна местная компания не выиграла тендер на стройки, анонсированные новым губернатором.
Вектор сменился, - в область заходят федеральные строители, которые ранее вряд ли знали о существовании Магаданской области.
Расклад сейчас такой:
ООО "Магнум" из подмосковного Жуковского строит ФОК "Президентский" за 3,2 млрд рублей.
ООО "Медкон" из Красноярска получило подряд на строительство нового роддома в Магадане за 4,2 млрд рублей.
Несколько жилых домов с 96 квартирами в районе Нагаево за 930 млн рублей строит ООО "Стройотделсервис" из Санкт-Петербурга.
Реконструкция старого корпуса онкодиспансера за 978 млн рублей выполняет "Уральский оптико-механический завод" - дочернее предприятие госкорпорации "Ростех".
ООО "Энерго-строй", одним из соучредителей которого является сын генпрокурора Артем Чайка, по субподряду делает ремонт в здании под технопарк "Кванториум" (правда, там есть проблемы).
Оно же будет строить детский сад в 3-м микрорайоне.
АО «Стройтрансгаз», контрольный пакет акций которого принадлежат олигарху из «ближнего круга» президента Путина Геннадию Тимченко, продолжит укрепление Портового шоссе. Подряд на 581 млн рублей фирма выиграла после ухода компании «Больверк», которая обанкротилась, а ее гендиректор и заместитель были арестованы по делу о хищении 1,6 млрд рублей.
Собственно, из магаданских компаний более-менее серьезный контракт получило лишь ООО «Мотыклей» на строительство школы-детского сада в поселке Снежный.
Но, судя по всему, выбором подрядчика, да и ценой контракта в 420 млн рублей в правительстве области недовольны, а сама стройка грозит выбиться из сроков и даже остаться без денег. Но об этом лучше поговорить в другой публикации.
Итого констатируем: местным компаниям новое руководство области не доверяет, от подрядов оттирает, а на смену им приходят федеральные застройщики.
Буквально обозначим плюсы и минусы:
Плюсы: меньше вариантов, что объекты не построят или сделают «залипуху», а деньги чрезмерно «попилят» на откатах и самой стройке.
Минусы: компании зарегистрированы не на Колыме, а значит, в бюджет области налоги с прибыли они не заплатят. Кроме того, компании-«варяги» часто привозят своих специалистов, а значит, местным жителям достанется не так много рабочих мест (хотя на стройки работников из местных все же набирают).
Фиги в кармане
Отсюда мы потихоньку подбираемся к самому важному пункту, который политологи называют «расколом элит». Но в области, уже лет 10 привыкшей к кулуарному решению важных финансовых вопросов, скорее подойдет определение «фиги в кармане», так как до активного противоборства дело еще не дошло.
Но центры силы, вроде, наметились.
«Команда Носова» – сам губернатор, его «варяги» и подконтрольные ему чиновники правительства. В их руках - основные финансовые потоки, связь с центром в Москве, а также имеющие некоторую силу СМИ: «Колыма плюс», «Магаданская правда», отчасти влияние на «ГТРК-Магадан», «Колыма.ру», «Magadanmedia».
В довесок идут созданные по инициативе чиновников правительства (хотя от них они и открестились) группы «Открытая Колыма», курирует которые политолог из Владивостока Ольга Бархатова, вероятно, совместно с вице-губернатором Андреем Колядиным.
Сюда же плюсуем всякие порталы вроде «Решаем вместе», соцсети главы региона и прочие сервисы обратной связи.
«Ближний круг» губернатора, как говорят, состоит из крупнейших бизнесменов области, не завязанных на господрядах, которые готовы здесь вкладывать свои деньги, щедро жертвовать в фонд социального партнерства, да и просто в социальную инфраструктуру и проекты области.
Среди них называют Александра Басанского, Михаила Котова, Игоря Донцова, Владимира Христова и некоторых других.
Единым фронтом они, безусловно, не выступают, но многие инициативы губернатора поддерживают.
Городская «фронда» – ее возглавляет мэр города Юрий Гришан вместе с городскими чиновниками. Она представляет собой сторону «коренных», «местных», привыкших к прежнему укладу управления.
Уже сегодня можно видеть, как время от времени возникают минискандалы в СМИ, когда мэр вдруг заявляет, что учителям и сотрудникам детсадов не хватит денег на зарплаты, о «бедственном положении города», резко критикует инициативу запрета продаж алкоголя и оптимизацию колымской медицины (к ней, кстати, много вопросов, но, если говорить о них, пост вы точно не дочитаете).
В эту «фронду» можно отнести и СМИ города, вроде газеты «Вечерний Магадан», «МТК-Видео», а также восставшего как птица Феникс Олега Дудника, телеканал «Карибу», интернет-газету «Говорит Магадан» и фэйсбучные «грязеполивочные» паблики, вроде «Кузьма Тудэй».
Вероятней всего, мэра в его позиции поддерживают «опальные» местные бизнесмены, ранее специализирующиеся на господрядах.
Первыми приходят на ум депутат Евгений Салтанов (Шалдбин), некоторые городские депутаты из «мэрской» команды и «договорники», а также некоторые члены городской общественной палаты.
«Абрамов и его команда» - выступает, вероятно, пока не явно, но уже ощутимо. Предположим, что в этой унии находится сам председатель Думы Сергей Абрамов, который, например, лично инициировал проверку в фонде капремонта, ставшей причиной скандальной отставки любителя «ювелирки» и ресторанов за госсчет Владимира Кабанова.
К Абрамову, возможно, примкнул зампред думы Андрей Зыков (фигура малосамостоятельная), а также владелец «Мегамагов» (вероятно), и ТС «24 часа» (безусловно), расцветших в период губернаторства Печеного, «скромный пилот» Эдуард Козлов.
С последним, кстати, связан забавный факт: когда Сергей Носов приходит на заседание думы, и об этом заранее известно, депутата Эдуарда Козлова почти всегда нет на месте.
Но нельзя исключать, что это и простое совпадение.
«Слонопотамы»: сюда, пожалуй, можно отнести главного поставщика нефтепродуктов в области Михаила Суханкина. На самом деле, его позиция пока не очевидна.
Но можно предположить, что, если губернатор фактически своим решением через департамент цен и тарифов области «замораживает» стоимость топлива в Магадане (скорее всего, путем переговоров), а затем говорит о перспективах захода в регион «Роснефти», местному монополисту это не понравится.
Вот, к слову, комментарий Сергея Носова по поводу повышения цен на дизтопливо в области:
«Ситуации, когда на отдельных заправках внезапно вырастают цены без объяснения причин, являются попытками нажиться на временно возникших трудностях и спекуляцией на слухах. Мы будем внимательно следить за каждым случаем и принимать меры», - заявил губернатор.
Наверное, не нужно объяснять, кого он здесь имеет в виду.
Возможно, к «слонопотамам» стоит отнести и депутата Михаила Тумашова. В открытый конфликт он не идет, однако ходят слухи, что депутатом будущей облдумы его более видеть не хотят.
Несомненно, он имеет серьезный вес в некоторых колымских сообществах и даже влияние на других депутатов, а значит, списывать со счетов его не стоит. Вопрос только в том, пойдет ли он на скрытое или явное противостояние.
Тот же вопрос касается и «топливного короля» Михаила Суханкина.
Есть и другие объединения, и отдельные личности в этом «тихом» противостоянии, но ярко они себя еще не проявляют.
Претензии к губернатору
На самом деле, претензий к главе региона несколько, и сформулировать их можно тезисно:
1. Где обещанные улучшения жизни?
Этот тезис справедлив отчасти. Знаковые перемены в области происходят: бюджетникам с низкими доходами еще в 2019 году начали добавлять по 5 тысяч к заплате, а в этом году обещают еще 5 тысяч.
Впервые за многие годы существенно снизился тариф на электричество. Представить, такую возможность при том же Владимире Печеном было нельзя.
Начались масштабные стройки объектов, на этот год запланирован ремонт дорог в городе, в поселках и на ФАД «Колыма», анонсирован ремонт мостов и т.д.
Но чтобы увидеть, насколько качественными будут изменения, нужно время. К слову, срок сдачи некоторых объектов запланирован уже на 2020 – 2021 годы, так что ожидание не бесконечно. Тогда их можно будет и оценить.
2. Почему приезжим – все условия, а местным – ничего?
Эта претензия уже серьезней. Многих колымчан удивляет политика властей региона по привлечению сюда специалистов: им платят миллионы «подъемных», снимают квартиры и компенсируют аренду жилья.
Так, например, происходит с приезжими сюда медицинскими сотрудниками. При этом местные выпускники медколледжа или вернувшиеся после учебы молодые врачи с пропиской в Магадане таких преференций не получают.
Этот же вопрос касается и чиновников правительства первого ряда, многие из которых на Колыме - гости.
Иными словами, в регионе нет серьезной программы, которая была бы направлена на закрепление здесь молодежи и грамотных специалистов. Яркий пример последних новостей – уволившийся детский массажист городской поликлиники.
Он оставался фактически единственным «бесплатным» специалистом в этой сфере, к которому детей направляли по назначению врачей.
Но даже этот статус не позволил ему рассчитывать на преференции: зарплата человека, по его словам, составляла от 31 до 41 тысяч рублей, жилье ему, как местному, не давали. Он ушел, и его можно понять.
3. Где авиабилеты?
Несмотря на по большому счету неплохой 2019 год по авиабилетам: не было «коллапсов», а летом даже ввели дополнительные рейсы, проблемы остались.
Как и раньше в 2020 году за 3 дня в регионе закончились субсидированные авиабилеты, что касается «плоских» тарифов, то и здесь все пока не очень: на пиковые даты в июне и июле билетов уже почти нет.
А некоторую нервозность у магаданцев, развивающих туризм, и у глав промышленных предприятий вызывает инициатива продавать билеты по «плоским» тарифам только местным.
В принципе, сложно себе представить, что на Колыме все же проведут эксперимент и всерьез займутся сегрегацией, но само существование этого дискурса бизнесменов и чиновников напрягает.
Чего, например, не скажешь о простых жителях области, - среди них, наоборот, многие поддерживают идею Минтранса.
Нельзя при этом сказать, что проблему нехватки билетов власти вовсе не решают. Та же идея с раздельной продажей – поиск решения, дополнительная 1000 билетов – этап решения. Но серьезно переломить ситуацию власти пока не могут.
Общая депрессия и усталость.
Наверное, самый сложный момент для осознания. Смена губернатора многим жителям региона показалась началом выхода из затянувшейся депрессии и стагнации. Но ожидания, что завтра мы проснемся в другой, лучшей Колыме, не оправдались.
В ощущении усталости людей намешано все: от пресловутого синдрома отложенной жизни, дорогих цен, отдаленности и ощущения «отрезанности» от мира, суровых погодных условий до злости на свою управляющую компанию, которая не убирает подъезд, и на холод в маршрутках.
И вот появляется новый губернатор, который первые полгода ездит по региону, общается с людьми, собирает проблемы и обещает их решить.
Но проходит 1,5 года с новой властью, а цены не снижаются, в маршрутках все также холодно, а от малополезного фонда капремонта по-прежнему приходят платежки, хотя ремонт дома запланирован через 10 лет.
И на самом деле возникает чувство, что ничего не меняется, и нужно еще несколько лет ждать, пока ребенок закончит школу, или пенсии, или копить и, наконец, планировать переезд на «материк».
Именно такие ощущения сегодня есть у достаточного количество колымчан. И пока неясно, понимают ли новые люди у власти, что с ними делать.
Ведь в Магаданской области они прожили не годы жизни, а месяцы, и дом их не здесь.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА "ВЕСЬМА" ВWHATSAPP, ВTELEGRAMИ В VIBER(НАЖМИТЕ НА СЛОВО, ЧТОБЫ ДОБАВИТЬСЯ).