В феврале 2014 года, накануне референдума о вхождении Крыма в состав России, на полуострове появились вооруженные группы российских военных без опознавательных знаков.
Здесь же появились служители Русской православной церкви в качестве «переговорщиков».
Об этом явлении написали журналисты отдела расследований «Медузы».
Одним из таких священников, которых вызвали военные, был протоиерей Дмитрий (Василенков) из Санкт-Петербурга, заместитель председателя отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии.
По воинским частям священник ходил в окружении казаков, которых специально для этой операции вызвали из Красноярска.
Такая пестрая группа вызывала у украинских военных гораздо меньше отторжения, чем просто россияне в камуфляже, вспоминает в беседе с «Медузой» ветеран спецназа ГРУ, принимавший участие в переговорах с украинскими военными.
«Ворота частей открывались из-за священника, — говорит собеседник. — Иначе нас бы выкинули просто из части. А казаки обеспечивали кипеж: если уж появляется куча каких-то непонятных российских граждан, то уже нужно что-то делать»
Задачей максимум, утверждает организатор группы, было добиться мирного разоружения частей.
Практически все украинские военные на полуострове восприняли проповеди о прекращении кровопролития и сложили оружие.
В разговоре с «Медузой» сам отец Димитрий признал, что «был в Крыму по линии Минобороны», но отказался об этом говорить, а успех спецоперации объяснил божественным вмешательством.
«А что это, как не чудо Божие? Господь не допустил кровопролития», — сказал петербургский священник.
В своей епархии Димитрий Василенков ведет работу с казачеством и активно окормляет силовиков: помимо десятков командировок на Кавказ и в Южную Осетию, протоиерей возглавляет приходы при Росгвардии и ФСИН.