О том, какие меры лучше всего принимать сейчас в России, обращаясь к советской системе здравоохранения, рассуждали профессор, доктор экономических наук Владимир Гришин и кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Высшей школы организации и управления здравоохранения Андрей Рагозин.
Пандемия коронавируса разделила системы здравоохранения развитых стран на две группы.
Первая - Южная Корея и Япония - предотвратила массовое заражение населения, страны второй группы - Италия и Испания - создали условия для экспоненциального роста зараженных, а их стационары захлебнулись от потока больных. Причем, здравоохранение в странах обеих групп считается образцовым.
Почему такие разные результаты борьбы с эпидемией?
Из-за высокого риска войны, эпидемий и природных катастроф (землетрясения, цунами и наводнения) здравоохранение Японии и Южной Кореи сильно напоминает советскую мобилизационную модель наркома здравоохранения Николая Семашко: резервы стационарной помощи, централизация управления здравоохранением и быстрая мобилизация населения и ресурсов.
Страны Европы и США последние полвека не сталкивались ни с большими военными конфликтами на своей территории, ни с эпидемиями опасных болезней.
Поэтому здравоохранение этих стран утратило мобилизационный характер, его управление децентрализовано (делегировано регионам и муниципалитетам), а стационарная помощь вытесняется амбулаторной.
Отсюда быстрота реакции, высокая согласованность действий и достаточность резервов здравоохранения развитых стран Юго-Восточной Азии – и беззащитность европейцев и американцев.
России, чтобы эффективно противостоять эпидемии и снизить число ее жертв, нужно отказаться от европейских и американских подходов к управлению здравоохранением, вернув его к советским принципам – «забытым и проклятым» в нашей стране, но бережно заимствованным и творчески переработанным развитыми странами Юго-Восточной Азии.
1. Централизовать управление здравоохранением, превратив Минздрав в реальный, управляющий штаб отрасли, который несет полную ответственность за организацию и доступность помощи по всей стране и располагает для этого всей полнотой властных полномочий.
Первый шаг – превратить региональные автономные минздравы в региональные отделения Минздрава России (как это сделано в Японии) и восстановить советский институт штатных главных специалистов, начав с самых главных на период данной эпидемии специальностей: инфекционистов и реаниматологов.
2. Восстановить единство санитарно-противоэпидемического контроля и медицинской помощи.
3. Централизовать закупки, мобилизовать ресурсы и их распределить их между регионами и лечебными учреждениями в зависимости от оперативной ситуации с заболеваемостью. В первую очередь необходимо централизованно обеспечить средствами личной защиты врачей, снизив их инфицирование и смертность.
4. Запустить машину массовой пропаганды, мобилизующей население на профилактику заражения и самоизоляцию в случае появления подозрительных симптомов.
5. Упростить финансирование медицинских организаций на период эпидемии, используя советский метод, – напрямую из бюджета по смете, отменив сложные процедуры страховых экспертиз и штрафов. Сохранение нынешнего страхового подхода к финансированию больниц несет в себе риск коллапса системы.