Смерть близкого родственника – большое горе. Но когда ты узнаешь о нем постфактум, уже после того как родного человека похоронили, да к тому же как «бесхозный» труп, в безымянной могиле…
Эта жутковатая история произошла с жительницей Магадана Кариной Горбачевой, которая обратилась в нашу редакцию. Вот рассказ с ее слов:
«С моим папой Андреем Леонидовичем Федоровым, 1964 года рождения, пенсионером, мы жили раздельно: он в своей квартире, мы с сыном – в своей. Но я часто навещала его, звонила, помогала по хозяйству.
А.Л. Федоров, фото Карина Горбачева
Последний раз мы созванивались 24 марта, у него все было в порядке, на здоровье не жаловался. Потом он пропал, на телефонные звонки не отвечал. Сразу приехать к нему у меня не было возможности, плюс карантин в городе.
Смогла приехать к нему 30 марта. Телефон папы находился в квартире, его самого дома не было. Через пару дней приехала второй раз. Никаких следов его присутствия. Прождав еще, забила тревогу.
10 апреля отнесла в полицию заявление о пропаже человека. Вскоре следователь мне сообщил, что папа умер. Оказалось, что 26 марта отцу стало плохо, и скорая помощь увезла его в Магаданскую областную больницу. Спустя 12 часов он скончался в реанимации.
Я обратилась в морг и узнала, что там ждут объявления родственников умершего 3-5 дней, если никто не объявляется, хоронят за муниципальный счет как невостребованного. «Бесхозного».
Так 7 апреля похоронили моего отца. Голого, в ящике, без фотографии, без имени, без церемонии прощания, в общественной могиле. Как собаку. При живых родственниках!
Но мы же ничего не знали! Как это вообще могло произойти? Человек вызвал «скорую» на адрес места проживания, был прилично одет, при себе имел документы. То есть в больнице знали и его адрес, и что у него есть родственники - в паспорте вписаны дети.
Неужели невозможно было «пробить» данные в полиции? Почему они не сообщили, не подали на розыск? Какая была причина хоронить его так скоро, по-быстрому делать свидетельство? Такое ощущение, что могла быть какая-то медицинская ошибка, или неоказание помощи.
Получается, что вот так же любого человека - чьего-то отца, мать, сына - могут закопать как бомжа и закрыть дело?» - недоумевает Карина Горбачева.
Как сообщили "Весьма" в пресс-службе УМВД России по Магаданской области, "в полицию за помощью обратилась гражданка, которая утратила связь с родственником. Сотрудниками полиции незамедлительно было установлено, что мужчина без вести не пропадал, о чем женщину и проинформировали".
Иными словами, с собой у мужчины были документы, его личность была установлена. Подозрений на криминал не имелось. В этом случае медучреждение в полицию не обращается.
Странно, но, согласно информации юридической социальной сети, ни ФЗ «О погребении и похоронном деле», ни ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ни какими-либо другими нормативными актами обязанность установления наличия родственников умерших пациентов не закреплена ни за кем.
То есть, в должностные обязанности полицейских, медработников или муниципальных служащих розыск родственников умершего и уведомление их о смерти не входит.
Единственное, за что родственники А.Л. Федорова могут предъявить претензию медучреждению, это за несколько поспешное погребение, так как по ст.8 ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае если родственники умершего не объявились, труп может находиться в морге бесплатно до 14-ти суток, а А.Л. Федоров был похоронен, получается, на двенадцатый день.
Впрочем, как пояснила Карина Андреевна, намерений предъявлять претензии кому бы то ни было она не имеет. Единственное, что для нее важно сейчас, - перезахоронить отца, проводить его в мир иной по-людски.
«Мой отец был хорошим человеком, никому не делал зла, - говорит она. - Папа достоин умереть по-человечески. Я хочу проститься с ним и похоронить рядом с его мамой, моей бабушкой, на Марчеканском кладбище – там есть место.
Но возникли бюрократические сложности. Я даже свидетельство о смерти не могу сейчас забрать, а без него не узнаю, где папина могила находится. Мне сказали, свидетельство хранится в архиве на кладбище. Чтобы его получить, мне надо заказать в ЗАГСе дубликат, заплатив за это пошлину.
Подать заявление в ЗАГС в данное время в связи с карантинными мероприятиями можно только по предварительной записи онлайн через сайт госуслуг, а там свои сложности. Кое-как заказала дубликат через МФЦ, через неделю он будет у меня на руках. А дальше…
Как мне пояснили работники ритуальных услуг, перезахоронение обойдется больше чем в 100 тысяч рублей. 100 тысяч! У меня нет таких денег. Я одна воспитываю сына, плачу ипотеку, и в этой ситуации с коронавирусом чуть не потеряла работу. Меня перевели на 0,5 ставки.
Во-вторых, мне сказали, что эксгумировать останки папы и перевезти их с одного кладбища на другое можно не раньше конца июня. Почему так долго ждать? Зачем городить столько сложностей?»
Карину Горбачеву, по ее признанию, бросает в дрожь при мысли, что ей придется всю жизнь «мириться с тем, что отец умер как бесхозный бродяга». С просьбой о содействии в перезахоронении отца дочь обратилась к губернатору области Сергею Носову.
Письмо в правозащитный центр «Единой России» с просьбой помочь женщине ускорить выдачу необходимых документов направил телеканал «RT».
История жуткая, да, но и грустная. Хочется пожелать всем нам почаще звонить своим близким. И навещать их при первой возможности.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА "ВЕСЬМА" ВWHATSAPP (НОВЕЙШАЯ ГРУППА), В TELEGRAM И В VIBER(НАЖМИТЕ НА СЛОВО, ЧТОБЫ ДОБАВИТЬСЯ