Президент Владимир Путин 11 мая объявил об окончании режима «нерабочих дней» и постепенном снятии карантинных ограничений в России.
Это произошло в тот день, когда число заболевших в стране достигло пикового значения.
Досрочный выход из карантина лоббировали правительство и крупный бизнес, - пишет "Медуза".
Часть экспертов и оппозиционные политики считают, что Путин поторопился снять ограничения, чтобы поскорее провести голосование по поправкам к Конституции.
При этом, говорят собеседники «Медузы», постепенную отмену мер по самоизоляции лоббировали руководители кабинета министров, главы госкорпораций и бизнесмены из ближнего окружения Путина, а основными мотивами снятия ограничений стали экономические, а не политические причины.
Одним из главных идеологов выхода России из самоизоляции стал исполняющий обязанности премьер-министра (на время болезни Михаила Мишустина) Андрей Белоусов, к которому прислушивается президент: долгое время Белоусов был его помощником.
Он настаивал на снятии ограничений и посоветовал представителям крупного бизнеса, имеющим прямой контакт с президентом, делать то же самое. Свою роль сыграла и глава Центробанка Эльвира Набиуллина, которая объясняла, что при долгих ограничениях банковские резервы фактически будут исчерпаны.
«Путину просто показали цифры: еще две недели карантина с серьезной поддержкой бизнеса и населения будут стоить два-три триллиона бюджетных денег. Общие ограничения в два месяца стоили бы всего бюджета страны.
Посчитали — прослезились», — рассказывает «Медузе» источник, близкий к правительству России.
Другой источник «Медузы» в правительстве подтверждает, что инициатива в вопросе снятия ограничений принадлежит экономическому блоку кабмина. При этом он добавляет, что этапы постепенного снятия карантина начали обсуждаться еще до того, как премьер-министр Михаил Мишустин ушел на больничный из-за коронавируса.
«Без обсуждения с ним ничего не предлагалось, не разрабатывалось. В правительстве без него ни один вопрос не решается», — подчеркивает чиновник.
Свою роль в снятии ограничений сыграли и чиновники администрации президента: ее руководитель Антон Вайно и его первый заместитель, куратор внутренней политики Сергей Кириенко.
Они тоже скептически относились к ограничениям и их влиянию на экономику и настроения граждан.
«По поручению Кириенко была составлена докладная записка, где сравнивались ограничительные меры, их влияние на факторы и последствия эпидемии. Выходило, что и без жесткого карантина справиться можно», — говорит близкий к администрации президента источник.
Делалось это не для того, чтобы приблизить срок голосования по поправкам к Конституции, а в рамках работы АП по борьбе с пандемией коронавируса. Если в середине марта президент действительно очень рассчитывал провести плебисцит и медлил с введением ограничений, то теперь на первый план для него вышли экономические проблемы — об этом «Медузе» рассказали и источник в правительстве, и собеседник, близкий к политическому блоку АП.