В России от коронавируса погибли по меньшей мере 186 медицинских сотрудников, пишет "Медиазона" (объявлено в России иноагентом).
Если верить официальной статистике, то получается, что каждый 15-й умерший от COVID-19 в стране — это медик.
Это в 16 раз больше, чем в тех странах, где эпидемия приобрела сопоставимые масштабы.
Статистика
За основу для исследования взят «Список памяти» — созданный российскими врачами мемориальный проект с именами коллег, погибших от коронавируса. 18 мая в нем было 222 имени.
Из этого списка «Медиазона» исключила 19 случаев: шестерых врачей из других стран, семерых медиков, не практиковавших во время пандемии, и шесть смертей, не связанных с заражением коронавирусом.
Из оставшихся 203 случаев удалось найти подтверждение гибели 165 человек — для каждого по отдельности. Информация по 38 людям была представлена только в «Списке памяти», поэтому ее учитывать не стали.
В исследовании журналисты учитывали официальную информавцию от глав регионов, минздрава, больниц и оперативных штабов. Также была найдена официальная информация о восьми случаях, которых в «Списке памяти» еще не было.
Таким образом, в сумме подтвердилась гибель 186 врачей.
Где погибают врачи
Две трети всех подтвержденных случаев приходится на четыре региона, ставших крупнейшими очагами распространения инфекции: Москву, Московскую область, Петербург и Дагестан. Официально Дагестан признает 40 смертей, Подмосковье — 16, Петербург — 14. Московские власти гибель врачей никак не комментируют.
Около половины погибших — это младший и средний медицинский персонал. Чаще всего в России от COVID-19 умирают медсестры.
Российские медики умирают чаще всех в мире
Всего в России по официальным данным 2 864 тысячи погибших от COVID-19 — самый низкий показатель среди первой десятки стран с наибольшим количеством выявленных случаев.
Если это число соответствует действительности, то каждый 15-й умерший от коронавируса в России — это врач или медицинский работник, то есть их доля в общих смертях от коронавируса составляет почти 7%.
Это соотношение в среднем в 16 раз выше, чем в шести странах, сравнимых с Россией по масштабам эпидемии.
Скажем, количество жертв среди медиков в России примерно сопоставимо с Великобританией: в аналогичном нашему исследовании Guardian от 15 мая утверждается, что в этой стране умерли не менее 180 врачей, общее число жертв COVID-19 — около 34 тысяч человек.
Доля медиков, таким образом, 0,5%, — почти в 13 раз меньше, чем в России.
В США — единственной стране, где сейчас заболевших больше, чем в России — к 15 мая погибли 389 врачей и медицинских работников, сообщили «Медиазоне» в профсоюзе National Nurses United. Это 0,48% от 81 тысячи жертв. Ближе всего к России по доле медиков среди погибших оказался Иран, но и его Россия превосходит по этому показателю более чем в четыре раза.
Почему в России гибнет так много медиков?
Первое из возможных объяснений: российская статистика смертности от COVID-19 занижена. Медики — относительно небольшая группа, где есть возможность учесть каждую жертву пандемии, пересчитать и перепроверить все случаи. Поэтому их доля относительно общих данных по смертности получается непропорционально большой.
Рассказывая о погибших врачах, региональные чиновники из Дагестана и Московской области оговаривались, что дают общую цифру по погибшим «и от ковида, и от пневмонии» — из их слов можно сделать вывод, что даже после их выступлений многие смерти медиков в официальную статистику не попадут.
Но даже если учитывать только смерти, в которых власти официально признавали, что медицинский работник умер именно от COVID-19, мы получим 61 случай. При таких условиях доля смертей медицинских работников в России составит 2% — и это все равно в 5 раз выше, чем в среднем в упомянутых выше странах. При этом общий уровень летальности от коронавируса в России, по заверению российских властей, в 7,4 раза ниже мирового.
Второе объяснение: очень высокий профессиональный риск из-за нехватки средств индивидуальной защиты — перчаток, костюмов, респираторов.
По данным соцопроса среди медиков, около 80% российских врачей сталкивались с нехваткой СИЗ. Чиновники и руководители больниц раз за разом отрицали существование этой проблемы.
Сопредседатель профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал говорит, что среди причин высокой смертности не только нехватка средств защиты, но и не лучшим образом организованная работа.
«Обычная бригада скорой помощи, отправляясь на обычный вызов, или участковые терапевты, ведущие обычный прием — нет презумпции того, что они работают с ковидными.
Соответственно, средств индивидуальной защиты серьезных им не выдают. Отчасти это связано с нехваткой СИЗ», — объясняет Коновал.