Экономический кризис из-за падения цен на нефть, пандемия коронавируса, начавшаяся безработица – все это уже не первый месяц сеет тревогу. И люди не могут понять, чего ждать впереди. И все чаще россияне припоминают кризис 90-х годов.
На радио "Комсомольская правда" в спецпроекте «Назад в 90-е» известные экономисты рассуждают, скатываемся ли мы сейчас назад в 90-е, и как выбраться из этого кризиса. Вот, что, по мнению, экспертов, может произойти в стране в ближайшее время.
Насколько все плохо
Экономист Сергей Хестанов:
- По масштабам нынешнего кризиса, наверное, уместно будет сравнивать его с распадом СССР, соответственно, коллапсом социалистической системы хозяйствования, и (с множеством оговорок) с Великой депрессией. Точнее можно будет говорить тогда, когда будут обнародованы результаты второго квартала. Потому что пока единственная цифра, на которую можно опереться, это данные по апрелю 2020 года, пресловутые минус 28%. Но важно понимать, что месяц - это слишком маленький временной интервал, чтобы делать выводы, необходим хотя бы квартал. Пока к сравнению с началом 90-х или с Великой депрессией нужно относиться очень осторожно, понимая, что базис для сравнения немножко шаткий.
Сколько будем выходить из кризиса
Доктор экономических наук Никита Кричевский:
- Этого сейчас не скажет никто. Потому что мы еще не вошли до конца в этот кризис. Мы только в процессе вхождения. А скорость выхода из кризиса будет зависеть от решений правительства. Но решений, направленных не на то, чтобы распределить ограниченные денежные ресурсы, которые остались в бюджете и во внебюджетных фондах, а для того, чтобы создать благоприятный, не деловой, не предпринимательский, не инвестиционный, но социальный климат в стране. Вот тогда выход из кризиса произойдет очень и очень скоро.
Финансист, основатель группы компаний по управлению инвестициями Movchan’s Group Андрей Мовчан:
- Китайский опыт говорит, что для восстановления нужно будет месяцев 9-10. Но китайский опыт, возможно, для нас плох, потому что китайцы очень сильно помогли своей экономике, а мы своей экономике почти не помогаем. Много очень заявлений, но в реальности помощи почти нет, и узлов развязывать придется много. Если помните, после 8-го или 14-го года восстановление занимало 3-4 года у нас. И здесь, я думаю, тоже нам нужно закладываться где-то года на 3 на восстановление.
Кроме того, есть еще вещь, которая никуда не девалась, она была в 18-19-м году. Это большой системный российский экономический кризис, который заставляет экономику страны даже при высоких ценах на нефть то ли расти, то ли не расти, но не больше, чем на 1% в год. При том, что доходы населения либо падают, либо не растут. И вот это от нас никуда не ушло, только сейчас усугубится, потому что у нас структура экономики становится еще более неэффективной, еще более прогосударственной, еще более зависимой от государственных субсидий.
Надежда, которая была у власти (на мой взгляд, не очень обоснованная) на нацпроекты, рухнула в связи с отсутствием денег сейчас. На нацпроекты денег нет, нацпроектов не будет в ближайшие несколько лет.