25 июня начинается голосование по поправкам к Конституции. Во многих регионах России бюджетники уже сообщают, что их массово уговаривают или заставляют голосовать за поправки. Многие боятся заразиться коронавирусом из-за контактов с людьми на избирательных участках. Издание «Медуза» рассказало, как власть будет обеспечивать нужный результат на голосовании.
Источники издания в администрации президента сообщили, что власть рассчитывает на явку в 55% и 60–65% голосов за одобрение поправок к Конституции.
Эту цифру собеседники «Медузы» объясняют личным желанием Владимира Путина — он хочет, чтобы поправки одобрило не меньше людей, чем на голосовании по Конституции в 1993 году. Тогда за проект Конституции проголосовало около 33 миллионов человек.
При этом в АП знают, что в части регионов в условиях пандемии принять участие в голосовании собираются не больше 10–15%. Высокопоставленный единоросс в одном из регионов в Центральном федеральном округе в разговоре с «Медузой» объяснял такую низкую явку: "Люди напуганы коронавирусом, да и тема поправок уже ушла, она приелась, к ней привыкли".
Поднять явку частично помогут новые правила, принятые в связи с пандемией. Например, то, что на голосование отведена целая неделя, а не один день. Кроме того, для вызова на дом членов участковых комиссий будет достаточно простого желания гражданина — обычно для заявления на надомное голосование надо указать уважительную причину.
Однако даже это может не помочь. Поэтому на голосовании по поправкам будет использоваться схема «мобилизации» бюджетников, давно отработанная на российских выборах.
Три источника «Медузы», занимающие руководящие позиции в бюджетных учреждениях в разных регионах России, рассказали, что организуют «мобилизацию» местные власти. Например, за голосование врачей будут отвечать местные минздравы.
Оттуда инструкции и конкретные показатели, которые нужно получить на голосовании, направляются в конкретные учреждения — больницы. На местах главврачи или сами организуют голосования сотрудников, или (как чаще всего и происходит) поручают это кому-то из заместителей. Затем такие «организаторы» доносят «пожелания» до сотрудников.
«Медуза» поговорила с 12 сотрудниками бюджетных организаций из четырех регионов страны. Независимо друг от друга большинство из них рассказали, что в последние недели руководство сообщило: нужно «открепиться» от своего участка через сайт «Госуслуг» и «прикрепиться» к другому. Обычно это участок, ближайший к работе. Часто голосование организуют прямо на государственных или близких к нему предприятиях.
Перенаправление бюджетников на конкретные участки нужно, чтобы контролировать явку сотрудников. Кроме того, работники обязаны отчитаться начальству, что они уже проголосовали.
Один из собеседников «Медузы», участвующий в «мобилизации», подчеркивает, что сейчас давление на бюджетников и контроль их голосования даже больше, чем во время прошлых выборов, — из-за того, что в условиях пандемии явка избирателей под большим вопросом. При этом в большинстве случаев бюджетникам прямо не говорят, что они должны проголосовать за поправки — в руководстве предприятий и так уверены, что те их поддержат.
По словам другого источника, «мобилизующего» бюджетников, работники госучреждений уже привыкли к подобным схемам — против них практически не протестуют.
Однако он признает, что в 2020 году «организовать» выборы стало сложнее.
«Все гуляют, в магазины ходят. Но как поговорили о голосовании, сразу зашипели, что заразятся», — отмечает источник. Однако он уверен: подчиненные все равно придут и проголосуют.
"Сейчас видны две тенденции. В Москве это принуждение к электронному голосованию. В регионах заставляют открепиться", — говорит московский муниципальный депутат Юлия Галямина. Галямина — одна из основателей кампании «Нет» за протестное голосование в ходе плебисцита.
Всего кампания «Нет» получила больше 150 жалоб из разных регионов — от Челябинска до Петербурга, от студентов до работников промышленных предприятий.
Их авторы сообщают, что голосовать по поправкам их вынуждают под разными предлогами — вплоть до угрозы увольнения. "Просим отнестись к этому мероприятию ответственно. Надеемся на понимание", — заканчиваются многие подобные обращения к сотрудникам с обязательством голосовать.
Однако сразу несколько опрошенных «Медузой» бюджетников уверены: если наотрез отказаться голосовать, ничего не случится. "Все годами выдрессированы [голосовать]. Коллеги не воспринимают это как что-то ненормальное. Но пусть попробуют сначала кого-нибудь уволить, а потом найти замену на такую зарплату", — говорит «Медузе» один из петербургских учителей.
Председатель Центризбиркома РФ Элла Памфилова уже говорила, что ЦИК проверяет сообщения о принуждении к голосованию, но это «в основном фейки».
Она отметила, что больше всего жалоб поступает из Петербурга. Однако на эти обращения не реагирует ни губернатор Александр Беглов, ни прокуратура, которым переадресовали их из ЦИК, заявила Памфилова.