Почти три миллиона россиян уже ездили на заработки в другие регионы, согласно данным Росстата.
Станут ли люди в кризис менять города в поисках работы и что ожидает рынок труда, рассказала в интервью изданию «Правмир» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
Тезисно публикуем мнение эксперта.
Внутренняя трудовая миграция из-за кризиса сократится.
В России есть два основных вида трудовой миграции. Первая — маятниковая миграция, когда из пригородов люди едут работать в крупнейшие города — Москву и Петербург.
Возможно, этот вид миграции немного снизится, но расти она не будет. Для этого нет никаких причин, поскольку в Москве не появится большое количество новых рабочих мест.
Вторая российская миграция — это вахтовая, когда люди едут на север работать на стройку, реже — на нефтегазодобычу. Нефтегазовые компании сейчас сворачивают инвестпроекты или замедляют их, потому что цены на нефть и газ снизились. Поэтому вахтовая миграция в лучшем случае останется такой, как есть, а скорее — сократится.
Из-за закрытия границ миграционный приток в Россию уменьшился в три раза. На стройках в центральной полосе России мигранты работают за любые деньги. А россияне ищут работу на территории Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Треть из находящихся в России гастарбайтеров сидит без работы. На стройках до сих пор большинство работников — граждане стран Центральной Азии, поскольку они готовы работать за меньшую плату, в этой сфере очень много серых контрактов.
А сами россияне готовы ехать на Крайний Север или в Якутию, где зарплаты высокие. На простые стройки они не спешат.
В кризис срываться с мест люди, как правило, не спешат. Они держатся за то место, которое у них есть.