31 июля Владимир Путин подписал закон, который позволяет проводить сплошную вырубку леса на Байкале.
До этого, 15 июля, за закон подавляющим большинством проголосовала Госдума – 313 за, 41 против, 1 – воздержался.
Также проголосовал и Совет Федерации – 140 за, 2 против – один из них довольно известный сенатор Мархаев от Иркутской области, второй – сенатор Усатюк от Хакасии.
За проект голосовали и депутат от Магаданской области Оксана Бондарь, и колымский сенатор Анатолий Широков.
Посмотрим как описывает суть закона государственное агентство Интерфакс – “Закон позволяет при строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры БАМа и Транссиба переводить земли лесного фонда в земли иных категорий, после чего допускается "проведение сплошных рубок".
При строительстве объектов капитального строительства необходимо проводить только государственную экспертизу проектной документации, проведение государственной экологической экспертизы не требуется”.
Интересный факт – в первой версии проекта в декабре 2019 не отменялась экологическая экспертиза, просто срок ее сокращался до 45 дней.
Инициативу об отмене экспертизы внес в начале июля депутат-единорос от Тульской области Владимир Афонский.
Таким образом с внесением поправок закон стал более жестким. Оценим также стремительность принятия – новая версия прошла через обе палаты Федерального собрания менее чем за 2 недели.
Неудивительно, что закон вызвал возмущение не только у экологов, но и у простых россиян.
Например, в Твиттере у магаданского сенатора Широкова поинтересовались, как он мог одобрить такой закон.
Ответ его был таким – “СФ одобрил ФЗ, дающий право субъектам РФ и муниципалитетам разрешать вырубки лесов с обязательным лесовосстановлением в зоне развития магистралей, БАМа, например. То, как эта "новость" подана в цитируемом Вами посте, преднамеренно провокация. Надо читать сам закон, а не заголовки”.
Проблема этого ответа в том, что текст закона не содержит ни слова про лесовосстановление.
Но там содержится множество нюансов – во-первых, строителей линейных объектов в некоторых случаях могут освободить от этой обязанности.
А во-вторых – лесовосстановление производится на территории субъекта РФ где прошла вырубка, а не в районе непосредственного уничтожения леса.
То есть высаживать новый лес вместо вырубленного можно в любой точке Иркутской области или Бурятии, если вообще на этот шаг пойдут подрядчики строек.
Чем грозит новый закон конкретно Байкалу? Как отмечают экологи, исчезновение леса по берегам втекающих в него рек является важной причиной наблюдаемого в последние годы обмеления озера.
«Лес вокруг Байкала уникален. Режим колебания уровня воды в озере зависит от притока, а приток завит от состояния лесных экосистем. Поэтому рубка леса в природоохранных территориях очень опасна.
Процесс этот должен быть обоснован и обязательно контролироваться. Но сейчас это делать сложно. Лесников не хватает, да и у них нет функции применять санкции против нарушителей», - говорит эколог Сергей Шапхаев.
Экономист Андрей Гурков отмечает, что расширение железных дорог нужно только для увеличения объемов экспортируемого угля – в Европе от него отказываются, и невостребованный товар Россия станет продавать в Азию.
В итоге как всегда экономика берет верх над экологией.