Петр Голубовский: Прогресс не остановить. Что будет с Колымой через 50-100 лет?


Магаданская область по-прежнему регион, откуда люди уезжают. Рецепты, как остановить отток населения, сегодня предлагают разные: и правительство региона, и эксперты. Но даже согласно долгосрочному прогнозу властей Колымы, перспективы не радужные.

Можно ли ситуацию переломить, и как это сделать? Об этом и не только «Весьма» поговорил с кандидатом в областную думу по 1-му округу, директором по развитию ООО «Маг-Си Интернешнл» Петром Голубовским.

- Давайте сразу о главном, про отток населения с Колымы. Он когда-нибудь остановится? 

- Сложный вопрос. Конечно, люди хотят туда, где лучше, особенно с годами. Хотя про «лучше» спорно, я, например, всю жизнь прожил в Магадане и уезжать не хочу. Психология, наверное, такая. Здесь мои корни, родители лежат, семья, все друзья, куда уезжать? Домов и квартир за пределами Колымы не приобрел и не планирую.

Так, как я, думают многие. Но уезжают за хорошей медициной, на учебу, часто, доработав до пенсии, если человек служит в органах. Но знаю, что потом скучают и даже возвращаются. Остановить отток совсем вряд ли получится, но если создать здесь лучшие условия для местных, широкие льготы, как было раньше, даже снизить срок выхода на пенсию, то это сработает.

Например, почему бы молодым жителям Колымы, которые берут квартиру в ипотеку под те же 2%, не «гасить» ее деньгами государства через 7 лет. Берет семья жилье на 20 ипотечных лет, платит исправно 7 лет, а затем остальную часть долга выплачивает государство. 

И люди сюда поедут, и у молодежи будет стимул здесь оставаться. Я уже не говорю про то, что и местным преподавателям, и медикам нужно, наравне с приезжими, выдавать жилье, если его у человека, закончившего мед или пединститут, нет. А то получается, сюда людей завлекаем, а местные что, самые лысые? Дело в отношении.

- А вы против повышения пенсионного возраста? 

- Честно, даже не знаю ни одного человека, кто за. Есть так называемые «московские интересы», которые часто неоднозначны, требуют, мягко говоря,  корректировки. Здесь точно нужно добиваться хотя бы прежнего срока выхода на пенсию для северян.

- Чтобы потом жить на Севере на «среднюю» пенсию в 22 тысячи? 

- Это очень мало. Вообще, странная ситуация: у Магаданской области такой потенциал развития, но условия жизни совсем неприличные. Вот у нас есть «пилотные регионы», на которых федеральные власти пробуют различные инициативы. Отлично было бы, если б на Колыме таким «проектом» стало уравнение средней пенсии до средней зарплаты по региону. Тысяч хотя бы до 40-50. 

А сейчас… Многие потому и уезжают на пенсии, потому что на нее на «материке» жить можно, а здесь, в основном, выживать. Хотя в последнее время ситуация начала меняться.

- В чем же тогда задача областного депутата?  

- Как раз пробивать инициативы и делать то, чего хотят люди, стать их голосом. А дальше уже идти бульдозером и пытаться достучаться до федералов, в том числе через связи.

В Магаданской области в 3 раза сократилось население, при том в 4 раза выросла добыча золота как основного продукта. Ну надо думать, что народ тут надо как-то задерживать!

И не нужно изобретать велосипед. Надо хотя бы, как в том анекдоте: сделать плохо, а потом вернуть так, как было. Плохо уже людям сделали, сейчас надо просто вернуть те государственные льготы, которые у колымчан были раньше.

А так – что 12-14 тонн территория добывала, что сейчас 50 тонн, - мы все равно по доходам бюджета торчим в одном интересном месте. Но не в сердце.

Народ поэтому и голосует «ногами», это понятно.

Что касается пенсионной реформы: в Магаданской области живет одна тысячная часть населения России. Если для нее увеличить финансирование пенсионной программы на 10 %, это не подорвет систему. А вот за счет оттока населения потери в последующем могут быть гораздо более серьезные и невосполнимые.

- Но вы же понимаете, что депутатов ставят иногда в безвыходные условия, чтобы "продавить" голосование. 

- Я бы очень хотел, чтобы мне, если стану депутатом, надо было становится на такую позицию, когда ты должен пожертвовать чем-то, каким-то важным для себя принципом, чтобы потом получить для региона какую-то преференцию или из-за опасений проблем в бизнесе. 

Мне чуть легче в этом смысле – потому что я не являюсь хозяином бизнеса. Я – наемный человек и пенсионер на подработке. 

У Игоря Губермана есть хорошее четверостишие:

На собственном горбу и на чужом

Я вынянчил понятие простое:

Бессмысленно идти на танк с ножом,

Но если очень хочется, то стоит.

- Один из проектов, которыми вы занимаетесь – «Магадан. Соседи». В чем его смысл? 

- Все просто. Еще в мае думал, как можно выйти на связь с людьми, появилась такая идея - объединить соседей домов и дворов в группы в WhatsApp. Начали работать со штабом, собирали предложения людей по благоустройству. Дело в том, что в следующем году городу власти области обещают выделить 150 млн рублей на благоустройство и еще 50 млн на подпорные стенки.

И можно зайти в комплексные программы, но для этого надо понимать, что нужно людям. Поэтому здесь работаем с городскими депутатами, сами собираем предложения. 

И людям удобно, и нам. Плюс в группах соседи начинают знакомиться друг с другом, может быть, за долгое время, можно сообщить, если прорвало трубу, найти хозяина квартиры. А вместе удобно глобальные вопросы решать, например, по организации ТСЖ или смене управляющей компании.

Сейчас уже почти готовы списки предложений, теперь надо с ними выходить и пробивать, включать в программы благоустройства.

- Еще одна тема, о которой вы говорили – появление в городе горнолыжного центра всероссийского уровня. Звучит немного утопично, нет? 

- Наоборот, мне кажется, это одно из основных направлений, которой власть должна заниматься. С 2005 года компания «Маг-СИ Интернешнл» строит и содержит комплекс «Снегорка», который уже стал хорошей базой для будущего развития. 

На данный момент туда вложено 500 млн рублей. Сам проект – социальный, прибыли он не приносит, наоборот, пока только вкладываем туда.

Но я вижу перспективу. У нас уникальный регион, где можно кататься на лыжах и сноубордах фактически с конца сентября и до середины мая. А если использовать специальные технологии по сбережению снега, можно и дольше катать. Как на перевалах, где снег лежит и летом.

Рядом с нами склоны русской горнолыжной школы. И все возле города, в 7 минутах езды от центра, где еще такие условия?

Поэтому я уверен, что здесь нужен, прежде всего, гондольно-кресельный подъемник. Перед глазами опыт Сахалина, Сочи, стран Европы. И абсолютно реальна перспектива в организации здесь федерального центра по подготовке по зимним видам спорта.

Есть сейчас проект «Солнечный Магадан», но его представляют как инвестиционный: мол вложит инвестор деньги, построит, и вскоре станет зарабатывать на нем. 

А здесь так не сработает, это проект инфраструктурный, который станет локомотивом для развития транспорта, логистики, туризма, гостиничного бизнеса, появления рабочих мест. Это круглосуточная загрузка всех мощностей.

Проще говоря, появляются нормальные многокилометровые склоны и гондольно-кресельный подъемник, сюда начинают приезжать спортсмены и любители зимних видов спорта. Нужно понимать, что это довольно фанатичные люди, я сам лыжник, знаю, что говорю.

Попробовать новый склон – это фактически потребность. 

Люди начинают кататься, - им нужно где-то жить. Появляются гостиницы, хостелы, рестораны, - и база уже есть, та же «Снегорка». Инфраструктура – это новые рабочие места для магаданцев, развитие бизнеса, «сувенирки», доставки и прочего. И повторю, все это работает до 9 месяцев в году.

Люди, которые сюда приедут кататься, съездят и в санаторий «Талая», и на остров Завьялова, и на зимнюю рыбалку, и в музей пойдут, и в кино.

Сейчас стучусь во все двери, чтобы реализовать этот проект. 

- Давайте еще раз вернемся к перспективам. Вот есть Аляска со сходным климатом, и есть Магаданская область, Чукотка. Но там проживают 740 тысяч человек, а у нас в двух регионах и 200 тысяч не наберется. Почему?

- Да по климату мы схожи. Там часть доходов от богатств края даже распределяется между резидентами штата, а у нас все ископаемые, золото проходит мимо, и мы – дотационные, сирые и убогие в глазах федеральных властей. И просим у них вернуть часть произведенного нами валового продукта.

Но если взглянуть на карту, то между крупнейшими мировыми рынками – Северной Америкой и Азией путь лежит как раз через Магаданскую область. 

Бог нам дал такое расположение, мы можем стать связующим звеном между этими рынками. 

Прогресс не остановить. Поэтому через 50-100 лет здесь может пройти трансрыночная магистраль. И на Колыме нужно развивать логистический, информационный центры, энергетику, любой поток и использовать это положение.

Уже планы есть по тоннелю через Берингов пролив, по железной дороге, которая пойдет через Магаданскую область. А здесь у нас крупный порт, он сможет обслуживать эту инфраструктуру. Вопрос в политическом решении.

Поэтому я думаю, что Колыма лишь в начале пути своего истинного развития. 


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА "ВЕСЬМА" В WHATSAPP, В TELEGRAM И В VIBER (НАЖМИТЕ НА СЛОВО, ЧТОБЫ ДОБАВИТЬСЯ)





Независимый информационный портал

Телефоны редакции: 

8-924-851-07-92


Почта: 

vesmatoday@gmail.com

     18+

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика