Эксперт движения «Голос» Денис Шадрин рассказал изданию VTimes, как фальсифицируют результаты досрочного голосования и как за это наказывают.
Столь пристальное внимание к досрочному голосовании вызвано тем, что в этом году выборы пройдут с дополнительными формами досрочного голосования 11 и 12 сентября, проголосовать досрочно можно будет и на дому, и во дворе, и на предприятии, пишет автор.
По статистике Судебного департамента при Верховном суде с 2015 по 2019 гг. по уголовным делам за фальсификацию выборов (ст. 141 - 142.2 Уголовного кодекса России) перед судом предстали 204 человека, из них 12 человек (5,88%) за преступления на досрочном голосовании.
Судебной статистики за 2020 г. еще нет, но в этом году стало известно о 7 лицах, представших перед судом за фальсификацию досрочного голосования, совершенную в 2018-2019 гг.
Так что основная масса преступлений по фальсификации выборов в 2014 - 2019 гг. совершалась в сам день голосования, а фальсификация досрочного голосования встречалась реже.
Найденные 13 уголовных дел дали понять основные методы фальсификации досрочного голосования: принуждение, подкуп избирателей и фальсификация избирательных документов в отсутствие избирателей.
Самый яркий пример, демонстрирующий технологию фальсификации досрочного голосования, представлен в уголовном деле Антона Андреенко, политтехнолога «Единой России», который во время досрочного голосования на выборах в городскую думу Владивостока в сентябре 2017 г. предлагал председателям участковых избирательных комиссий за 75 000 руб. фальсифицировать досрочное голосование.
Председатели должны были получить от него данные избирателей, которые не пойдут голосовать, от их имени заполнить бюллетени за кандидата от партии «Единая Россия», при подсчете голосов эти бюллетени должны были обеспечить победу кандидата от партии «Единая Россия».
Другие методы фальсификации досрочного голосования связаны с принуждением и подкупом избирателей, однако сам подкуп избирателей на досрочном голосовании был встречен в двух уголовных делах по ч. 2 ст. 141 УК РФ.
Остальные четыре уголовных дела, квалифицированы по ст. 142.2 УК РФ — незаконные выдача или получение избирательных бюллетеней.
В данных уголовных делах присутствуют группы избирателей, голосующих досрочно, но следствием не дана оценка о голосовании этих избирателей по принуждению или подкупу.
В российском законодательстве существует конкуренция норм Кодекса об административных правонарушениях (ст. 5.16 КоАП РФ) и Уголовного кодекса (ч. 2 ст. 141 УК РФ). Обе статьи предусматривают наказание за подкуп избирателей. Правоприменитель в большинстве случаев квалифицирует подкуп избирателей как административное правонарушение.
Яркий пример уголовное дело о подкупе избирателей на досрочном голосовании на выборах в Петрозаводский городской совет депутатов республики Карелия, которое рассматривалось три года.
За это время Петрозаводский городской суд дважды оправдал организаторов массового подкупа избирателей, так как подкуп избирателей, по мнению суда, стоило квалифицировать по ст. 5.16 КоАП.
Дважды вышестоящие инстанции отменяли оправдательные решения Петрозаводского суда, и только в 2018 г. двое организаторов подкупа были признаны виновными по ч. 2 ст. 141 УК РФ, им назначено наказание два года лишения свободы условно (и они тут же были амнистированы со снятием судимости).
За фальсификацию досрочного голосования суды выносят такие же мягкие приговоры, как и по всем электоральным преступлениям (ст. 141 - 142.2 УК РФ), то есть суды используют предусмотренные размеры санкций не более чем на четверть.
Большинство уголовных дел, связанных с фальсификацией досрочного голосования, которые были рассмотрены в 2018-2020 гг., прекращено.
Суды прекращают порядка 70% уголовных дел по электоральным преступлениям в связи с назначением судебного штрафа.
В 2016 г. в качестве меры уголовно-правового характера был введен судебный штраф, фактически было объявлено, что за преступления небольшой или средней тяжести, совершенные впервые, не будет назначаться уголовное наказание.
Все электоральные преступления являются преступлениями небольшой и средней тяжести – практически все совершившие данные преступления совершают их впервые.
Пока применение судебного штрафа не будет ограничено либо все электоральные преступления не будут переведены в тяжкие преступления, электоральные преступления, совершенные впервые, в России будут фактически декриминализированы, - считает эксперт.