«Медуза»: как Юрий Трутнев стал «царем и богом» Дальнего Востока


Политикой на Дальнем Востоке, который сейчас стал самой протестной российской территорией, управляет полпред президента и вице-премьер Юрий Трутнев. 

Некоторые местные чиновники прямо называют его «царем и богом», пишет издание «Медуза».

Именно конфликт Трутнева с Фургалом мог стать отправной точкой для ареста хабаровского губернатора, вызвавшего небывалые протесты в регионе.

Андрей Перцев рассказывает историю одного из самых влиятельных российских чиновников.


Юрий Трутнев — горный инженер по образованию. Однако в промышленности он работал недолго. 

В начале 1980-х Трутнев выбрал партийно-комсомольскую карьеру, став в итоге начальником отдела спорта пермского обкома комсомола. А уже в разгар перестройки он вместе с товарищами организовал кооператив «Контакт», который занимался производством спортивных тренажеров (спорт — сфера Трутневу не чуждая, он занимался и продолжает заниматься карате). 

«Контакт» не только поставлял тренажеры, но и организовывал гастроли силачей и физкультурников — тут Трутневу и пригодились связи, полученные по комсомольской линии. 

В 1990 году кооператив превратился в фирму «Экс Лимитед» с достаточно широким профилем занятий, от продажи шоколада Nestle до автодилерства.

С фирмы «Экс Лимитед» Юрий Трутнев и начал свой путь в большой бизнес и большую политику. 

За три десятилетия бывший пермский бизнесмен, а потом мэр Перми, губернатор Пермской области, федеральный министр и, наконец, президентский полпред превратился в одного из самых влиятельных чиновников России — и самого влиятельного человека на российском Дальнем Востоке.

"Трутнев — комсомолец. Может быть, это главное, что надо понимать. Когда в стране начались перемены, он сориентировался первым и начал свое дело, создал компанию „Экс Лимитед“ с такими же бывшими комсомольцами, как и сам он, отсюда и название — „Экс“. С другой стороны, это было подражание Западу. „Экс“ задал определенную планку в бизнесе региона", — рассказывает «Медузе» пермский знакомый полпреда.

Одним из ключевых партнеров Трутнева стал выходец из спецслужб, сотрудник российского торгпредства в Швейцарии Олег Чиркунов. Вместе они привезли в страну первую партию шоколадок Nestle, писал позднее «Коммерсант».

Однако предпринимательская деятельность бывшему комсомольцу очень быстро наскучила.

В 1994 году газета «Пермские новости» так описывала результаты выборов в Пермское законодательное собрание (ЗС): «Итоги выборов в ЗС для многих стали неожиданными. В то время как в подавляющем числе регионов страны вперед вырвались жириновцы и коммунисты, пермяки отдали предпочтение людям, прежде не замеченным на политических ристалищах, но зато имеющим значительный вес в мире бизнеса и предпринимательства».

Среди этих людей оказался и Юрий Трутнев.

Одним из первых законов, принятых тем созывом, стал документ, дававший предпринимателям льготы по налогам на прибыль и имущество. Авторами инициативы были Юрий Трутнев (он получил пост председателя комитета по финансам) и Андрей Кузяев.

В 1996 году амбициозный депутат и бизнесмен Трутнев решил подняться на ступеньку выше и выдвинулся кандидатом в мэры Перми. 

Его знакомый утверждает, что желание получить пост в исполнительной власти было связано с финансовыми трудностями в компании «Экс» — и в итоге «проблемы Трутнев решил». 

"В [предвыборной] кампании он использовал имидж молодого и крутого бизнесмена, в противовес действующему главе [Перми] Владимиру Филю — советскому чуваку. Предшественник [Юрия] Петровича, например, говорил так: "Зачем снег чистить, он и так растает", — вспоминает знакомый полпреда.

По его словам, снег при Трутневе начали убирать, коммунальщики работали даже по ночам: «Утром люди ехали на работу по вычищенным улицам». «Сейчас его считают лучшим мэром Перми», — утверждает собеседник «Медузы». 

Знакомый Трутнева добавляет, что кампания сильно повлияла и на публичный имидж бизнесмена-спортсмена, которого считали угрюмым и сугубо деловым человеком.

"Петрович обучаемый — стал говорить хорошо, его научили улыбаться, хотя для этого ему пришлось переломить себя", — объясняет источник. 

Во время избирательных кампаний в законодательное собрание и по выборам мэра у Юрия Трутнева появились пиар-консультанты: Григорий Куранов (сейчас заместитель полпреда) и Олег Черкесов (по словам собеседников «Медузы» в Пермском крае, контролирует рекламное агентство «Кучер», которое было создано совместно с Курановым). 

Они стали его ближайшими советниками. «Куранов — это консильери Петровича, советник, о котором писал Макиавелли, его правая рука», — рассказывает работавший на выборах в Перми политтехнолог. 

С тех времен Трутнев начал понимать преимущества публичной политики и пиара.

Пост мэра Перми он занимал четыре года, а в 2000-м решился на следующий шаг — попытать силы на выборах губернатора региона.

Изначально предполагалось, что мэр Трутнев будет поддерживать кандидатуру действующего главы области Геннадия Игумнова (эту информацию подтвердил «Медузе» источник, близкий к самому Игумнову). 

Однако незадолго до выборов на Игумнова принялись давить силовики, его ближний круг стали вызывать на допросы, а в СМИ начали появляться слухи о якобы возбужденном уголовном деле против дочери губернатора. 

Считалось, что атаку инспирировал депутат Госдумы Павел Анохин, также выдвинувшийся в губернаторы области.

Игумнов и его группа поддержки задумались о запасном варианте — выдвижении Трутнева. С этой идеей пермский губернатор отправился в Кремль, отторжения в администрации президента она не вызвала.

После этого Игумнов поговорил с крупными местными бизнесменами, обозначил преемника и записал видеообращение, где заявил о поддержке Трутнева.

В эфир это заявление не попало: Игумнов передумал и сам пошел на выборы, сославшись на мнение администрации президента. 

Однако Трутнев отказываться от выдвижения тоже не стал. 

"Я не собираюсь сражаться с Геннадием Вячеславовичем… я просто хочу дать жителям Пермской области возможность выбора",объяснял он. 

Жители возможность оценили: мэр победил губернатора и набрал 51,5% голосов.

"Трутнев такой — бросается в схватку, а потом война план покажет. С первых дней после губернаторской инаугурации он был сосредоточен на том, чтобы уйти наверх: он видел возможность такого движения и сразу ставил перед собой такую цель", — уверен знакомый полпреда.


Лестницей к федеральной карьере Трутнева стало объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в начале 2000-х: слияние регионов в Кремле тогда считали перспективной историей, а пермский проект стал пилотным. По словам знакомого полпреда, «Трутнев примелькался у Путина, президент его заметил». 

7 декабря 2003 года избиратели на референдуме поддержали слияние регионов, а через три месяца Юрий Трутнев стал федеральным министром природных ресурсов.

В конце нулевых глава Минприроды сблизился с президентом Дмитрием Медведевым. 

Последнего тоже не устраивала политика «Роснефти», которая пыталась всеми силами получить как можно больше лицензий. 

«Медведев был главным и, может быть, единственным союзником Трутнева. 

В 2010 году Петрович готовил доклад по госкомпаниям и шельфу, который был направлен против Сечина, для Совбеза», — утверждает в разговоре с «Медузой» бывший правительственный чиновник. 

При этом сам Трутнев всегда входил в число самых богатых правительственных чиновников, а в 2019 году стал первым среди них по доходам (538,3 миллиона рублей за 2018-й). 

В 2013 году Юрий Трутнев вернулся в настоящую политику — он был назначен полпредом президента в Дальневосточном округе и одновременно вице-премьером по Дальнему Востоку. Его предшественник Виктор Ишаев имел только статус полпреда и министра.

По словам бывшего правительственного чиновника, назначение Трутнева прошло по «медведевской линии»: «Это была миссия от премьера на Дальнем Востоке». «После объединения Коми-Пермяцкого округа с Пермской областью, разборками с Shell, а потом с „Роснефтью“ у Трутнева закрепился имидж надежного исполнителя, которому можно довериться: если ему сказали, он сделает или присмотрит за тем, чтобы сделали», — поясняет он.

Высокопоставленный чиновник одного из регионов Дальнего Востока в разговоре с «Медузой» так кратко охарактеризовал статус полпреда: «Царь и бог». 

Человек, близкий к прежнему руководству Камчатского края, не столь категоричен: «Не царь и даже не хозяин — хозяев там много, — но ключевой игрок, наместник бога на земле, многими он воспринимается как второй после президента».

«Ни одного полпреда с Трутневым не сравнить, такого влияния близко ни у кого не было. Не было и не могло быть такого, чтобы полпред позвонил и приказал большинству губернаторов. ЮПТ может приказать, его никто не ослушается, никто на него не пожалуется», — рассказывает бывший чиновник администрации президента.

По словам политтехнолога, работавшего на Камчатке, все политические действия на Дальнем Востоке нужно согласовывать с полпредством: Григорий Куранов регулярно проводит планерки c региональными властями и приезжает в сами регионы округа. 

Сам заместитель полпреда Григорий Куранов не стал общаться с корреспондентом «Медузы», порекомендовав обратиться в пресс-службу полпредства.


Полная версия статьи





Независимый информационный портал

Телефоны редакции: 

8-924-851-07-92


Почта: 

vesmatoday@gmail.com

     18+

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика