На Камчатке в данный момент ученые, экологи и чиновники до сих пор не могут разобраться в причинах катастрофы. Версия о токсичных водорослях стала приоритетной по принципу исключения после того, как остальные не подтвердились. Хотя и в этой версии многие уже начинают сомневаться.
Корреспондент издания РБК побывал на Камчатке и поговорил с пострадавшими, активистами и учеными, чтобы оценить масштаб экологического происшествия и версии дела, в котором пока никто не может разобраться
История об экологической катастрофе на Камчатке многих потрясла и быстро распространилась по Рунету и СМИ во многом благодаря соцсетям.
За первую неделю октября вся Россия услышала о Халактырском пляже, выброшенных на берег мертвых морских животных и пугающих симптомах людей, погружавшихся в воду Авачинского залива в Тихом океане.
У сотрудников серф-школы Snowave на Халактырском пляже первая реакция на воду появилась 8 сентября.
"У многих поднялась температура до 38, была дикая слабость, рвота, многие спали весь день, счет времени терялся", — рассказывает администратор базы Катя Дыба.
Серферы не решались рассказывать кому-то вне лагеря о странных симптомах, опасаясь, что начнутся проверки СанПиНа, продолжали кататься и проводить уроки.
Впоследствии оказалось, что с такими же проблемами столкнулись и два других серф-лагеря на Халактырском пляже: Quick silver и Surfway. Состояние обитателей лагерей ухудшилось к 20-м числам сентября.
"Рвало тех, кто больше всего контактирует с водой, — в основном сотрудников школ. Но с глазами проблемы были вообще у всех, даже у учеников, которые один раз заходили в воду", — вспоминает инструктор Расул Гаджиев.
Среди самых распространенных ощущений — резь в глазах, как будто в них попал песок, и пелена, будто смотришь сквозь марлю. "Лично у меня резко упало зрение. Еще у пятерых врачи подтвердили химический ожог роговицы глаза первой и второй степени", — рассказывает основатель Snowave Антон Морозов.
По его подсчетам, от экологического происшествия могли пострадать в общей сложности около 400 человек — примерно столько человек, согласно записям журнала школы и данным двух остальных лагерей, зашли в воду на Халактырском пляже за это время.
Морозова и других сотрудников лагеря обвиняют в недобросовестном отношении к клиентам.
"Серферы почти весь сентябрь чувствовали недомогание, почему же они сказали об этом только в конце месяца? — задается вопросом старший научный сотрудник Камчатского филиала Тихоокеанского института географии, экоактивист Ольга Чернягина. — Они свернули лагерь не из-за того, что у них катастрофа, — у них сезон в октябре заканчивается".
Информационной дискоммуникации в истории было много, признает директор Кроноцкого заповедника Камчатки Петр Шпиленок. Видеоролик, который в числе прочих показал в Instagram Юрий Дудь и благодаря которому многие в России узнали о проблеме, снят не на Халактырском пляже, а значительно севернее, отмечает он.
Видео снял 1 октября пилот местной авиакомпании «Витязь-Аэро» Дмитрий Задирей. Он заметил пятно в районе бухт Калыгирь и Малая Медвежка во время полета из Петропавловска на Командорские острова, примерно на 80 км севернее Халактырского пляжа.
По его словам, тогда он «даже не знал, какая истерия идет по поводу Халактырского пляжа».
"Пятна в океане бывали, но это было нечто гигантское грязно-желто-коричневого цвета с желтой пеной вдоль берега. 30 лет на Камчатке летаю и такого не видел", — вспоминает он.
6 октября сотрудники Кроноцкого заповедника исследовали прибрежную акваторию от мыса Налычево до острова Старичков и пришли к выводу, что погибли 90% донных организмов Авачинского залива.
В ответ власти обвинили заповедник в некорректной подаче фактов, так как вывод был сделан на основании всего нескольких погружений.
Эмоциональные высказывания объяснимы, считает Шпиленок: впервые в жизни столкнувшиеся с таким явлением специалисты действительно были в шоке, а океан для них — смысл жизни.
Все эти противоречия и привели ко всеобщему напряжению. Некоторые чиновники заявляли, что серферы все выдумали, что вызвало ответные возражения и недоверие к оценкам властей.
"Мы не знаем, что это, но пока что происходящее больше похоже на массовый хайп, чем на экологическую катастрофу", — заявил РБК 8 октября Алексей Кумарьков, с горькой усмешкой представившийся как «пока еще министр природы Камчатки».
Это он снял видео с абсолютно чистым Халактырским пляжем, которое появилось на странице краевого правительства 3 октября и собрало кучу язвительных комментариев.
"Это какая-то параллельная вселенная, где отсутствует загрязнение воды, нет мертвых животных, комментатор — робот без сердца", — писал пользователь winter4soul.
8 октября на Халактырском пляже действительно не было выброшенных на берег гидробионтов, а вода не имела необычного цвета и запаха.
Присутствовавшие на пляже серферы признают, что здесь не было массового выброса морских животных и снятое Кумарьковым видео не постановочное.
"На Халактырском пляже мало живности — только ларги (дальневосточная нерпа. — РБК), сивучи, моллюсков особо нет. Здесь песчаное дно, и они тут просто не живут. В основном выкидывало морских животных в Большой Лагерной, Малой Лагерной, Безымянной бухте, где они обитают", — объясняет Антон Морозов.
За две недели высказано множество версий, и ни одна из них пока не нашла научного подтверждения.
Сначала приоритетной стала гипотеза, что причиной катастрофы могли стать отравляющие вещества, попавшие в океан по реке Налычева и затем по течению распространившиеся на юг, в том числе в сторону Халактырского пляжа. Неподалеку от реки Налычева находится два полигона: действующий объект Минобороны полигон Радыгино и неохраняемое захоронение ядохимикатов (пестицидов) полигон Козельский.
Козельский полигон ничего общего с военными полигонами не имеет, это гражданский объект, где захоронили запрещенные к использованию гербициды и пестициды, объясняет Чернягина из Тихоокеанского института географии.
Он был создан в 1979–1981 годах областным «Камчатсельхозснабом» без соответствующего проекта и с нарушением «Временной инструкции по уничтожению ядохимикатов и тары из-под них, признанных непригодными к использованию», говорится в отчете краевого минприроды от 2015 года, который опубликован на сайте ведомства.
В 2002 году проверка полигона выявила точечное загрязнение почв, а также подземных и поверхностных вод хлорорганическими пестицидами в концентрациях ниже и не более чем в два раза превышающих ПДК (предельно допустимую концентрацию. — РБК) для питьевых вод (СанПиН 2.1.4.1074-01). Полигон находится на землях Минобороны, но военному ведомству не принадлежит, по сути являясь бесхозным.
6 октября губернатор Камчатки Владимир Солодов назвал версию о техногенном факторе и Козельском полигоне как одну из приоритетных. Ее всерьез рассматривали и экоактивисты.
6 октября Greenpeace опубликовал спутниковые снимки реки Налычева, впадающей в Авачинский залив: на фото от 8 сентября заметно, что возле места, где река Налычева впадает в бухту, образовались мутные разводы.
Активисты предположили, что это свидетельствует об опасных веществах, попадающих в океан, которые объяснили бы отравление серферов, сообщения об изменении цвета и запаха воды и появление пены на поверхности.