Директор музея истории ГУЛАГа Роман Романов направил обращение председателю Совета при президенте РФ по правам человека Михаилу Федотову, сообщает "Коммерсант".
В нем он рассказал, что на основании засекреченного межведомственного приказа 2014 года уничтожаются архивные учетные карточки со сведениями о репрессированных в СССР.
«В случае если заключенный умирал или погибал в лагере, его личное дело отправлялось на бессрочное хранение.
А если человек освобождался, то его дело уничтожалось, но составлялась архивная карточка, где указывались ФИО, год и место рождения, передвижение заключенного между лагерями и лагерными пунктами, а также дата освобождения».
О практике уничтожения карточек узнал исследователь Сергей Прудовский, о чем написал в своем Fb-аккаунте.
Этой весной он разыскивал информацию о репрессированном крестьянине Федоре Чазове, который был осужден на пять лет лагерей и выслан в Магаданскую область.
«Я запросил УМВД по Магаданской области. Они ответили, что личное дело заключенного было уничтожено еще в 1955 году согласно приказу тех лет. При этом выяснилось, что архивная учетная карточка тоже была уничтожена»,— рассказал Сергей Прудовский.
На его вопрос, на каком основании это сделано, начальник информационного центра УМВД по Магаданской области сообщил, что есть межведомственный приказ под грифом «для служебного пользования» от 12 февраля 2014 года «Об утверждении наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел РФ».
Как добавляет "Коммерсант", это не единственный пример уничтожения материалов.
В 2014 году жительница Московской области Нина Трушина пыталась найти информацию о своем родственнике, осужденном в 1939 году, и получила ответ из УМВД по Магаданской области о том, что учетная карточка отложена на уничтожение на основании служебного приказа. Верховный и Конституционный суды иски Трушиной отклонили.
Председатель СПЧ Михаил Федотов заявил "Коммерсанту", что изучит проблему.
«Мы всегда будем защищать сохранение архивных материалов, они содержат очень важную историческую информацию.
Это принципиально важно, так как это средство противодействия фальсификации истории. Когда есть документ, его фальсифицировать практически невозможно. А когда документа нет, можно придумать все, что угодно. Поэтому нужно сохранять по возможности все документы, которые относятся к тому периоду».