Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) впервые принял к рассмотрению жалобу пострадавшей от домашнего насилия россиянки, поданную без обжалований в российских судах, — то есть фактически признал, что добиться защиты в России невозможно, пишет издание "Важные истории".
14 декабря 2020 года ЕСПЧ уведомил российское правительство о жалобе жительницы Подмосковья, которую в течение нескольких лет избивал муж. Это первый случай, когда ЕСПЧ принял жалобу, минуя две судебные инстанции на родине.
2017 году от преступлений в семье пострадали более 25 тысяч женщин. В реальности эти цифры могут быть больше в десятки раз: многие женщины не обращаются в полицию, опасаясь, что это только ухудшит ситуацию, а полиция не всегда принимает заявления.
В том же году был принят закон о декриминализации бытового насилия — побои в семье (если они случаются впервые) стали не преступлением, а административным правонарушением. С тех пор на бумаге насилия в российских семьях стало меньше: за девять месяцев 2019 года МВД России зафиксировало всего 15 тысяч таких преступлений.
Но суды ежегодно рассматривают более 160 тысяч административных дел о побоях.
Журналисты издания поговорили с адвокатом Ольгой Киселевой, которая работала с жалобами в ЕСПЧ и не понаслышке знает, как обстоят дела с домашним насилием в России.
Закон о декриминализации бытового насилия, принятый в 2017 году, усложнил ситуацию. Теперь женщина обязана проходить долгую бюрократическую процедуру возбуждения дела об административном правонарушении. А добиться возбуждения уголовного дела можно только после повторного избиения.
При этом государство никакой помощи пострадавшим не оказывает — обвиняемых по делам о домашнем насилии чаще всего оправдывают, безопасность пострадавших на время разбирательств никак не обеспечивается.
Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин даже направлял России рекомендации по предупреждению домашнего насилия. В ответ государство «нарисовало» оптимистичные отчеты о том, что количество привлечений к административной ответственности выросло, а значит, все хорошо.
Когда правоохранительные органы полностью игнорируют заявления жертвы, не считают их достаточно серьезными, чтобы проводить расследование, ЕСПЧ — единственная возможность доказать факт нарушения и указать государству, что необходимо принять меры для его устранения.