Архитектор Камиль Козаев рассказал издательству «Охотник» историю создания Маски Скорби.
В 1990 году председатель магаданского общества «Мемориал» Мирон Этлис обратился к скульптору Эрнсту Неизвестному с просьбой разработать проект монумента, посвященного жертвам политических репрессий в Советском Союзе.
Эрнст посмотрел на карту, получился треугольник: Магадан – Воркута – Свердловск (сейчас Екатеринбург), своеобразный мемориальный комплекс в пространстве. Эрнст согласился.
В августе 1990 года скульптор прилетел в Магадан.
А архитектору Камилю Козаеву Этлис предложил разработать проект мемориала и возглавить строительство.
По словам архитектора, «Маска Скорби» была подарком Магадану от Эрнста Неизвестного, потому что весь гонорар, который он должен был получить, скульптор отдал в фонд строительства мемориала.
Выбор места
"Место было вначале предусмотрено в городской среде, но, откровенно говоря, это не садово-парковая скульптура, поэтому отказались от этой идеи, к тому же на этом месте уже было запланировано строительство магаданского собора. Я предложил склон сопки Крутой.
Он был со скупой каменистой растительностью; у подножия этой сопки в свое время располагалась знаменитая Транзитка – транзитный лагерь Колымы, через который прошли все узники, отсюда, с Транзитки, они по этапу отправлялись по лагерным пунктам", - говорит Камиль Козаев.
Проектирование было заказано проектному институту «Магаданжилпроект». Предусматривались четыре площадки: для парковки машин, затем промежуточная площадка, площадка для монумента и видовая площадка.
Все они были увязаны между собой лестничными маршами, и обобщающим весь мемориал был сам ландшафт – скупой, низкорослый, который соответствовал настроению мемориала и тому ландшафту, в котором строились лагеря; их строили не в густой зелени, а вот на таких голых сопках.
Символизм
"Вход в мемориал – разорванная арка. И она не зря разорвана, – это как бы те разорванные семьи, жизни семей, разорванные жизни людей; через разорванную арку мы поднимаемся на промежуточную площадку.
На промежуточной площадке перед нами встает часть склона, расположенного у подножия монумента, и он как бы является постаментом для монумента. На склоне расположены блоки с названиями самых больших лагерей Колымы и Чукотки.
Было более 300 лагерей", -рассказывает архитектор.
Все названия расположить невозможно, поэтому решили установить названия лишь тех лагерей, через которые прошли больше всего заключенных.
Во время строительства верующие горожане предложили построить тут храм по убиенным.
На что Эрнст сказал, что тогда надо будет строить и православный, и мусульманский, и иудейский, и буддистский храмы.
Тогда Козаев предложил выбить на валунах символы основных вероисповеданий и расположить их на том же склоне, что и блоки с названиями лагерей.
фото: gff-lgi.spb.ru
Среди них есть и блок с красной звездой, серпом и молотом. Это тоже вера, коммунистическая вера в светлое будущее.