В ближайшие годы российские власти планируют потратить на развитие генетики огромные деньги — от 127 до 230 миллиардов рублей, пишет «Медуза».
За реализацией федеральной генетической программы следит лично Владимир Путин; ее кураторами стали его родственники (прежде всего, старшая дочь Мария Воронцова, врач-эндокринолог) и ближайшие друзья (генетикой занимается фонд виолончелиста Сергея Ролдугина) — а главным партнером назначена нефтяная компания «Роснефть».
Откуда у Путина такой интерес к генетике? На какие прорывы в этой области он надеется? И благодаря кому наука, которая долгое время прозябала на задворках академической науки, стала любимой игрушкой российского президента?
Еще в 2017 году Путин утверждал: некие иностранцы с непонятными целями «профессионально» собирают биоматериалы жителей России, пишет издание.
Российские власти могли заинтересоваться генетикой из-за «страшилок» и «пугалок» вокруг этой темы, считают многие собеседники «Медузы».
"Путин боится генетического оружия, которое якобы могут использовать в России", — иронизирует ученый-генетик, согласившийся говорить с «Медузой» на условиях анонимности.
"Это чистый абсурд, генетическое оружие придумать нельзя, это что-то из фантастических фильмов. Настроить его на конкретный этнос невозможно, это „ружье“ будет стрелять по всему населению планеты", — недоумевает основатель компании «Генотек», биолог Валерий Ильинский.
Зато в «оружие из фантастических фильмов» верит Михаил Ковальчук — президент НИЦ Курчатовский институт и родной брат Юрия Ковальчука, ближайшего друга Владимира Путина.
"Приведу простой пример: вот, скажем, мы создаем, допустим, искусственную клетку. Эта искусственная клетка, с одной стороны, медицински важна, она может быть диагностом, она может быть доставщиком лекарств целевым, но с другой стороны — она может быть как бы вредоносной, да, и тогда фактически одна клетка, которая имеет генетический код и саморазвивается, является оружием массового поражения", — стращал Михаил Ковальчук членов Совета Федерации еще в 2015 году.
По его мнению, при желании «эту клетку можно будет настроить на уничтожение» конкретного этноса.
Но в 2018 году, выступая на ежегодном форуме «Валдай», Путин говорил о новой угрозе всерьез: якобы на территории Грузии уже ведутся исследования на крысах и собаках, связанные с разработкой генетических препаратов, которые способны избирательно влиять на людей из определенной этнической группы.