Список разделен на две категории — военные сведения, не содержащее гостайну, и военно-производственные сведения, не содержащие гостайну. Всего в нем 61 пункт.
В перечень, помимо прочего, вошли сведения о закупках товаров и услуг для армии, персональные данные военнослужащих и членов их семей, данные «о соблюдении законности и морально-психологическом климате в войсках».
Также под запрет на передачу за границу попало данные о работе «Роскосмоса». Среди них сведения о проблемах, «сдерживающих развитие» «Роскосмоса»», и сведения о развитии космической ядерной энергетики.
В пояснительной записке говорится, что проект приказа разработали как дополнение к закону от 30 декабря 2020 года, по которому любого человека могут признать «физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».
Если физлицо-«иностранный агент» было привлечено к административной ответственности статье 19.7.5-4 КоАП, его могут лишить свободы на срок до пяти лет. Пока в список физлиц-«иноагентов» никого не включали.
"Теперь самое главное — а что относится к такой информации?
61 пункт. Например — «сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки», о материально-техническом и финансовом обеспечении войск, дислокации и их численности, персональные данные военных, данные предварительного расследования дел в ведении ФСБ и военных органов СК.
Про дела в ведении ФСБ интересно.
То есть, например, информация о любых уголовных делах в отношении «террористов», «экстремистов», «шпионов» и «госизменников», которые ведет ФСБ.
(Конечно, существуют реальные террористы и шпионы, но события последних лет заставляют все чаще брать эти слова в кавычки).
А еще — любая информация о деятельности «Роскосмоса».
И даже «соблюдение законности и морально-психологическом климате в войсках». То есть, например, информация о дедовщине.
Да, по идее, нужно доказать, что такая информация собиралась в интересах иностранцев.
Но по факту это означает, что журналистам иностранных СМИ или СМИ-иноагентов теперь очень опасно писать на темы о расследовании уголовных дел ФСБ, о дедовщине в армии, на любые околовоенные и «космические» темы.
Потому что это может трактоваться как сбор сведений в пользу иностранцев и т.п. — до пяти лет.
Думаю, главная мишень этих норм — Bellingcat, Conflict Intelligence Team и прочие международные расследователи. Но по факту для многих появилась новая угроза и новый состав — статья 330.1. Думаю, дела не заставят себя ждать", - пишет главред издания Republic Дмитрий Колезев.