30 октября в России установлено как день памяти жертв политических репрессий.
Дата была выбрана в память о голодовке узников лагерей, начавшейся 30 октября 1974 года в Мордовии, которую политзаключенные объявили в знак протеста против политических репрессий в СССР и против бесчеловечного обращения с заключенными в тюрьмах и лагерях.
В этом году в связи с эпидобстановкой массовое мероприятие, которое традиционно проходит у подножия Маски Скорби в Магадане 30 октября, отменено.
Накануне этой даты сотрудниками Музейного комплекса города Магадана вместе с волонтерами была проведена акция «Забвению не подлежат».
На нижней площадке Маски Скорби был установлен «колокол», изготовленный из обрезка швеллера, доставленного с территории бывшего рудника «Днепровский».
Когда-то под звук этой рынды выходили на проверку заключённые.
"Начиная с 2011 года, 10-летия со дня открытия монумента Маска Скорби и в целом мемориала жертвам политических репрессий, у подножия монумента звучат имена из мартиролога, так называемого расстрельного списка, в который включено около 8 тысяч имен.
Это имена людей 63 национальностей. Все они были сидельцами наших колымских лагерей и уже в лагере получили еще один приговор – расстрельный.
Впоследствии, уже в 90-е годы, они были реабилитированы. Сегодня очень актуально, чтобы их имена продолжали жить в памяти и настоящих и грядущих поколений, потому что это наш долг, наша обязанность перед теми, кто строил колымскую трассу, возводил поселки, создавал все то, чем мы пользуемся сейчас.
С 2011 года люди разных профессий, из разных общественных организаций, люди, имеющие непосредственное отношение к репрессиям, то есть это или дети, рождённые в лагерях, или потомки тех, кто невинно отсидел или погиб в лагере, участвуют в этой акции.
Механизм памяти не может и не должен останавливаться.
Прозвучали еще 80 имен из мартиролога «За нами придут корабли».
Книга, изданная в 1996 году в Магадане, включает 7 959 имен, расстрелянных заключенных (это заключенные, расстрелянные по официальным приговорам, и впоследствии реабилитированные; всего за время существование "Дальстроя" число расстрелянных оценивается в 13 000).