Информационный портал «Весьма» с самого начала предлагает магаданцам свободную от цензуры площадку для размещения материалов. Так и происходит, многие читатели присылают на нашу почту vesmatoday@gmail.com и в соцсети темы для публикаций, а порой, и готовые материалы.
На днях на почту издания пришло письмо от читателя Виктора Васильева о схеме продажи поддельных дипломов в Магадане, которое мы с удовольствием публикуем.
Вот уже ни первый месяц в информационном поле Магадана мусируется тема, связанная с продажей дипломов о высшем образовании. Наверняка, по данной теме мнений есть больше, чем одно. Но если исходить из материалов, которые были опубликованы на портале «Весьма», то тех, кто инициирует обсуждение, можно определить либо в группу «прокуроров-обвинителей», либо в группу «оклеветанных» и, как они заявляют, абсолютно непричастных к подобным противоправным деяниям.
Предлагаю пойти по другому пути и задаться вопросом: выявлялись ли в Магадане дипломы, полученные с нарушением действующего законодательства? Ответ будет положительный.
Приведу факты, ссылаясь на местные СМИ, которые в свою очередь, распространяли информацию на основе сводок и пресс-релизов правоохранительных органов.
17 июня 2016 года на портале Колыма.Ru, через два дня на сайте информационного агентства MagadanMedia.ru появляются информационные материалы о возбуждении уголовного дела в отношении 26-летней сотрудницы службы судебных приставов. Как следует из содержания статей, девушка подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 УК РФ (использование заведомо подложного официального документа). По версии следствия, в 2015 году подозреваемая, занимая должность федеральной государственной гражданской службы, будучи уведомленной об изменениях законодательства, в соответствии с которыми для продолжения службы необходимо иметь высшее юридическое или экономическое образование, предъявила начальнику отдела кадров заведомо подложный диплом об окончании Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина» с присужденной квалификацией «Экономист».
К сожалению, каков был результат расследования и какой приговор вынес суд, следственные органы в последующем не сообщили. Ну а информационные агентства тоже не проявили заинтересованности к судьбе молодой особы, для которой уголовное дело «поставило крест» на дальнейшей карьере в органах власти.
Прошедшим летом появляется сообщение о новом факте выявления поддельного диплома. 11 июля на сайте MagadanMedia.ru размещена информация о том, что Следственным управлением Следственного комитета России по Магаданской области в отношении главы Ягоднинского городского округа возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа). Следственным органов установлено, что в ноябре 2015 года чиновник при подаче документов для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования представил диплом о высшем профессиональном образовании, выданный Ленинградским государственным областным университетом им. А.С. Пушкина. Наличие высшего профессионального образования являлось одним из обязательных условий конкурсного отбора на должность главы органа местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что владелец диплома в Ленинградском государственном областном университете им. А.С. Пушкина не обучался, документ о высшем профессиональном образовании является подложным.
И так, статистика такова, что каждые 12 месяцев в нашей области «всплывают» поддельные дипломы о высшем образовании. Выявлялись они и раньше, и если кто-то хочет проверить сие утверждение, то может провести мониторинг сайтов правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета) и найти соответствующие сообщения. Но на последние два случая следует обратить внимание еще и потому, что фигурируют в них документы вуза, длительный период работавшего на территории нашей области. Несмотря на то, что Магаданский филиал Ленинградского университета им. Пушкина был закрыт осенью 2009 года, нехороший «душок» его образовательной деятельности мы чувствуем по сей день.
Информация о всевозможных нарушениях, допускаемых как при организации учебного процесса, так в финансово-хозяйственной деятельности, сопровождала филиал практически все годы его существования. Если найти подшивку, по-моему, «Магаданской правды», то на ее страницах можно прочесть большую критическую статью о филиале, а в одном из последующих номеров газеты, попытку директора филиала «обелить» все в нем происходящее, но как-то мало убедительно.
Дипломы, которые стали «всплывать» в последние годы, подтверждают, что не все в этом «образовательном царстве-государстве», расположенном за тридевять земель от головного вуза, было по закону. Да и о морали и уважении к корпорации преподавателей вуза ряд сотрудников филиала явно не заботились, стремясь к получению дополнительных доходов, прекрасно понимая, что идут на серьезные нарушения.
Пообщавшись с людьми, близкими к системе образования, в том числе, именуемого «высшим», можно сказать, что сами бланки дипломов, которые получили (а точнее – купили) государственная служащая из подразделения службы судебных приставов и бывший глава Ягоднинского округа, вполне могли быть подлинными. Просто в процессе проверок выяснилось, что дипломы с такими номерами и таким гражданам вуз не выдавал, и они не проходили в нем обучения. В архиве головного вуза просто отсутствовали документы о прохождении обучения этими лицами.
Почему так произошло? Основных причин можно назвать две.
Первая - покупатели просто хотели быстро и за дешево решить свою проблему и стать обладателями документа, открывающего перед ними возможности продвижения по карьерной лестнице. Но видимо сказку Пушкина «О попе и работнике его Балде» в детстве им либо не читали, либо у них плохая память. Вот и они, как пушкинский поп, погнались за дешевизною, ну а чем это закончилось, мы уже рассказали в начале статьи.
Вторая причина – продавец (а он, видимо, так и не был установлен в ходе расследования уголовных дел) – субъект достаточно алчный, но при этом не желающий утруждать себя работой, чтобы оформить «все как надо».
Но есть и другая версия по поводу продавца «пушкинских» дипломов. Будучи бывшим сотрудником Магаданского филиала Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина и имея бланки дипломов, в период, когда он их реализовывал, уже не располагал «деловыми» связями с нужными людьми из головного вуза. В этой связи оформить «все как надо» уже не мог, но и от возможности денег «срубить по легкому» отказаться не сумел.
Здесь следует сделать отступление и разъяснить тем, кто озабочен проблемой, как обзавестись заветной «корочкой» о высшем образовании, не прилагая усилий и не тратя несколько лет на обучение, а также считает, что деньгами можно решить все проблемы.
С некоторых пор, а точнее с 1 сентября 2013 года, «бизнесу» по продаже дипломов был нанесен удар, но пока не сразивший его окончательно. В целях ликвидации оборота поддельных документов об образовании в России создана федеральная информационная система, именуемая Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документов об обучении (ФИС ФРДО). Ведет этот реестр Федеральная служба по надзору в сфере образования, а все учебные заведения обязаны представлять ей сведения о выданных документах об образовании.
На сегодняшний день в реестр уже внесены сведения о дипломах о высшем образовании, выданных в период с 2004 по июнь 2017 г. В дальнейшем в реестр будут внесены сведения о документах об образовании, выданных начиная с 1992 года. Каждый год все вновь выдаваемые дипломы подлежат включению в реестр в течение 60 дней с даты их выдачи. Кстати, работу реестра проверил лично, все функционирует и за пару минут позволяет установить, что данные о полученном мной дипломе размещены в Федеральном реестре, а значит вуз, в котором я проходил обучение, исполняет свои обязанности по представлению информации в Федеральную службу по надзору в сфере образования.
Возвращаясь к молодой особе и чиновнику из Ягодного, купившим дипломы и привлеченным за это к уголовной ответственности, можно с большой долей уверенности сказать, что они знать не знали и слыхом не слыхивали о существовании Федерального реестра сведений о документах об образовании. Иначе такой конфуз с ними бы не случился…
Но не стоит думать, что с появлением ФИС ФРДО такой феномен, как человек, имеющий диплом о высшем образовании, но фактически не обучавшийся и не «сточивший зубы о гранит науки», исчезнет. Говоря о введении в России Федерального реестра документов об образовании, я не случайно сделал оговорку, что «бизнесу» по продаже дипломов нанесен удар, но пока не сразивший его окончательно.
В отличие от примитивной схемы продажи дипломов, оформленных как на настоящих бланках, так и на качественно сделанных подделках, когда ни продавец, ни покупатель не задумываются о том, чем все может закончиться, есть и другая схема. Эта схема не приемлет суеты, а от ее участников требуется терпение и соблюдение всех установленных формальностей, и, конечно же, нужны денежные средства, но в гораздо больших размерах, чем при использовании первой схемы.
Как работает эта вторая, назовем ее «сложно-надежная», схема? Лицо, желающее получить-купить диплом на первом этапе должно получить доступ к руководству вуза, либо найти посредника, имеющего тесные связи с руководством. На этом этапе достигаются и обговариваются все условия «обучения». Если консенсус достигнут, то в дальнейшем происходит следующее.
Лицо, желающее получить-купить диплом, официально (т.е. приказом по вузу) зачисляется в число студентов, на него оформляется личное дело, выписывается зачетная книжка, его фамилия значится в учебных ведомостях и журналах. При этом такое лицо должно своевременно производить оплату обучения согласно тех расценок, которые установлены в вузе. Эти платежи вносятся либо наличными в бухгалтерию образовательного учреждения, либо перечисляются на расчетный счет и подтверждаются соответствующими финансовыми документами. Но в процессе обучения такое лицо не участвует, хотя все зачеты и экзамены, и иные формы аттестации это лицо «проходит» вполне успешно. За эту «успешность» освоения образовательной программы взымается дополнительная плата, которая идет руководству вуза напрямую или через посредника. Именно эти денежные средства и образуют «черную кассу» вуза и являются источником обогащения руководства.
Как правило, преподавательский состав ничего не получает из «черной кассы». «Оценивание», т.е. выставление зачетов и экзаменов такой категории «студентов», происходит по указанию руководства, и никто этому особо не противится, и в отказ не идет. Преподаватель, тем не менее, в накладе не остается, ведь если даже по ведомости на зачет или экзамен должны явиться 25 студентов, а пришли только 20, оценки выставляются всем, и нагрузка преподавателя не снижается при меньшем объеме фактической работы.
Таким образом, «успешно обучаясь», особые студенты переводятся с курса на курс и в итоге доходят до итоговой государственной аттестации. С формальной точки зрения доказать, что какое-то лицо фактически не обучалось весьма проблематично, так как вуз всегда сможет представить кипу документов, подтверждающих обратное. Естественно, получив диплом, такое лицо может не переживать, что полученный-купленный документ когда-нибудь будет признан поддельным, ведь его данные внесены в ФИС ФРДО, а в архиве вуза имеются все документы, подтверждающие обучение.
Подобная «сложно-надежная» схема применяется достаточно давно. Но если она «живет и здравствует», то значит это все еще кому-нибудь нужно!?
Виктор Васильев
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Читайте наши новости в Telegram https://t.me/vesma
и в группе WhatsApp https://chat.whatsapp.com/2xQ0mNe9rIWDoDfaG27hMH
и подписывайтесь в Twitter https://twitter.com/Vesmatoday