Первоначально РПЦ попыталась получить икону еще к 12 июня, на праздник Троицы, совпавший в этом году с Днем России, рассказал «Медиазоне» (издание признано Минюстом РФ "иноагентом") сотрудник Третьяковской галереи.
«Впервые письмо от патриарха в Минкульт пришло еще год назад, — замечает он.
Галерея ответила отказом, приложила все обоснования. Мы решили, что на этом вопрос исчерпан, однако он был снова поднят в мае этого года».
24 мая в Третьяковской галерее прошел расширенный реставрационный совет, в нем приняли участие не только научные сотрудники и реставраторы из галереи, но и известные искусствоведы, специализирующиеся на древнерусском искусстве.
Участники совета пришли к выводу, что перевозить икону опасно.
«Даже кратковременное изменение условий хранения, в частности, в связи с запросом присутствия иконы на богослужении в соборе Троице-Сергиевой лавры, объективная непредсказуемость условий такой транспортировки — все это может катастрофическим образом сказаться на дальнейшем состоянии древнего хрупкого памятника», — сказано в протоколе совета.
30 июня, по словам сотрудника, руководство получило письмо от наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Фомы, который просил согласовать график мероприятий, необходимых для вывоза иконы в лавру.
Единственным основанием для этого в письме было названо благословение патриарха Кирилла, отмечает собеседник — официального согласия на транспортировку иконы Третьяковская галерея тогда не давала.
12 июля Минкульт прислал в Третьяковку разрешение на выдачу иконы «в исключительном порядке».
Тогда же о ситуации вокруг «Троицы» рассказала в своем телеграм-канале журналистка и искусствовед Ксения Коробейникова.
Со ссылкой на анонимного собеседника в министерстве культуры она уточняла, что выдача иконы РПЦ — не инициатива чиновника, а «поручение "сверху"».
"Это значит, что 1) чиновники больше ни во что не ставят музейщиков, даже таких как Зельфира Трегулова; 2) распоряжаются вещами из музеев как личными, бездумно и как заблагорассудится; 3) есть риск потерять самый знаменитый памятник русского искусства, который с трудом дошёл до нас", - отметила она 15 июля.
Депутат Госдумы Сергей Пахомов 17 июля предложил навсегда забрать у Третьяковки «Троицу» Рублёва.
Он заявил «Подъёму», что, как только в Троице-Сергиевой лавре будут созданы необходимые условия, икону нужно перевезти туда на постоянное хранение.
«Я родился и вырос в Сергиевом Посаде, я уверен, что её место здесь, в лавре, рядом с мощами человека, для которого она и была написана. Икона живёт в храме. Я считаю, что она должна быть здесь, и она принесёт стране в целом огромную пользу, находясь на своём месте, когда люди будут приходить к ней.
Когда будут созданы все необходимые условия для её постоянного хранения в лавре, тогда логично будет начать обсуждение этого вопроса».
Напомним,
«Троица» (также «Гостеприимство Авраама») — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух (вместе с фресками во Владимире) сохранившихся работ, которые, как считают учёные, достоверно принадлежат ему.
Является одной из самых прославленных русских икон.
В том виде, в каком мы сейчас видим «Троицу», она не была в Троице-Сергиевой Лавре начиная по крайней мере с 1600 года (до первой записи), а скорее всего, и раньше. Тот памятник, который на протяжении веков имелся в богослужебном употреблении в Троице-Сергиевой Лавре, отнюдь не был похож на икону XV века.
Максимальное приближение к состоянию XV века стало возможным только после реставрации 1918 года.
До революции 1917 года «Троица» находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учреждённые Центральные государственные реставрационные мастерские.
Декрет Совета народных комиссаров от 20 апреля 1920 года «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» передавал её ансамбль и коллекции в ведение Народного комиссариата просвещения «в целях демократизации художественно-исторических зданий, путём превращения этих зданий и коллекций в музей».
Икона Андрея Рублёва «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи в 1929 году.