Сегодня в России празднуют День флага - праздник, который установил первый президент страны Борис Ельцин в 1994 году.
Дата, 22 августа, выбрана не случайно. Правда она не имеет никакого отношения к "древней" истории, Александру Невскому, победам России в войнах или завоеваниям Петра Первого.
Дело в том, что всего 31 год назад новая Россия чуть не вернулась обратно в Советский Союз со всеми вытекающими: ограничением свободы слова, арестами, новой "стеной" от всего мира, дефицитом и продуктовыми карточками.
Этот период 18-21 августа известен как августовский путч или попытка госпереворота ГКЧП (государственный комитет по чрезвычайному положению).
Силами россиян, не желавших возвращения порядков СССР, смелых журналистов, общественников и политиков нового времени, главным из которых был Борис Ельцин, отката к советскому прошлому не произошло.
Давайте кратко вспомним эти события.
Акт 1: Преамбула: Горбачев и все-все-все
Конец 80-х - Советский Союз на излете своей мощи. Фактически единственная строчка экспорта - продажа нефти и газа, но к этому времени цена на энергоносители упала, СССР не смог выдерживать финансовые обязательства.
Горбачев попытался отстрочить экономическое падение Союза за счет "курса на ускорение" реформ, отказа от планирования цен, приватизации госпредприятий и создания предпринимательской среды. Шла перестройка, объявили гласность и свободу торговли.
Но реформы запоздали и не были радикальными. Экономика Советов продолжала катиться в пропасть, угрожая распадом страны.
Дефицит нарастал, в конце 80-х в магазинах пропали продукты, пришлось снова вводить карточки на товары первой необходимости. Такого не было со времен войны.
Горбачевым были недовольны во всех слоях общества. Одновременно зарождалась российская журналистика, которая нещадно громила действия советских властей.
Граждане страны требовали все новых демократических свобод. В 1990 году в Москве на митинге собрались 300 тысяч человек, потребовавшие отменить в Конституции 6-ю статью о руководящем роли партии. Менее через месяц статью убрали.
В 1989 году Горбачев, желая утвердить свою легитимность, объявил о первых свободных выборах народных депутатов СССР (аналог выборов в Госдуму).
Съезд народных депутатов становился высшим органом власти в стране. Тогда депутатами стали люди, которых действительно поддержала большинство жителей. Это произошло впервые за 70 лет - со времен учредительного собрания.
Несмотря на победу коммунистов (за счет махинации с квотами), депутатами стали многие независимые кандидаты.
Одним из них был Борис Ельцин, бывший Свердловский первый секретарь обкома (аналог губернатора), который перешел в оппозицию к коммунистам и сдал партийный билет.
Опальный политик быстро стал популярным и превратился в символ протеста за новую Россию.
В мае 1990 года он стал председателем Верховного Совета РСФСР (аналог правительства России), а затем выиграл выборы первого президента России.
12 июня 1990 года была принята декларация о государственном суверенитете России, то есть, о превосходстве республиканских законов над союзными.
Аналогичные декларации вскоре приняли все республики СССР, начался "парад суверенитетов".
СССР начал разваливаться, и Михаил Горбачев отчаянно пытался его сохранить. Весной 1991 года он провел референдум, на который вынесли всего один вопрос: желаете ли вы сохранить Советский Союз как обновленную федерацию равноправных, суверенных республик?
"ЗА" проголосовали 76% избирателей. Горбачев, увидев поддержку, решил начать обсуждение нового союзного договора, а СССР должен был по его задумке преобразоваться в Союз Суверенных Государств - федеративное образование с расширением прав республик.
Горбачев начал встречаться с лидерами союзных республик, переговоры шли успешно.
Акт 2: Рождение хунты
У проекта СССР2.0, задуманного уже президентом СССР Горбачевым, были высокопоставленные противники. Прежде всего, это были высшие чиновники политбюро, силовики из МВД, армии и КГБ, которые понимали, что могут потерять власть и привилегии. И не собирались сдаваться без боя.
С самого начала они были недовольны перестройкой, гласностью, а теперь, перспектива потери постов и влияния в новом государстве заставила их сплотиться и действовать. Так рождался ГКЧП.
Однако у истоков ГКЧП стоял сам Горбачев.
Решив "перестраховаться", если переговоры по новому государству совсем не пойдут, в марте 1991 года он создал комиссию по чрезвычайному положению во главе с вице-президентом Геннадием Янаевым. Она должна была подготовить процедуру введения чрезвычайного положения на случай провала переговоров по созданию нового Союза.
Туда вошли почти все будущие члены ГКЧП:
Бакланов — первый заместитель председателя Совета обороны СССР;
Крючков — председатель КГБ СССР;
Павлов — премьер-министр СССР;
Пуго — министр внутренних дел СССР;
Стародубцев — председатель Крестьянского союза СССР;
Тизяков — президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР;
Язов — министр обороны СССР;
Янаев — и. о. Президента СССР.