«Россия ведет себя как бедная страна»: профессор МГУ объяснила, почему большинство населения не думает о возможных последствиях "спецоперации"


Отсутствие эмпатии и навыков логического мышления — это издержки «чудовищного обнищания значительной части российского населения», считает специалист по социально-экономическому развитию российских регионов, профессор МГУ Наталья Зубаревич. 

В интервью Forbes она рассказала, какой видит сегодня жизнь на периферии, почему государство поддерживает уязвимые категории граждан и как мобилизация повлияет на рынок труда в России.

«Весной мы все ошиблись. Мы предполагали, что спад будет глубже, быстрее. Оказалось что российская экономика очень адаптивна. Бизнес крутился, как мог, государство приняло несколько мер, которые помогли. 

Прежде всего, это параллельный импорт, то есть возможность вывозить [продукцию] без разрешения производителя. 

То есть, все, что мы предрекали — остановки [производства], безработицу — не сработало. Потому что у российского бизнеса бешеный опыт прохождения кризисов.

Реально влияние санкций началось с июля, когда мы увидели по июлю-августу падение лесодобывающей промышленности, лесопераработки на 17%. 

Металлургия, сталь — минус 8-9%, металлопрокат — минус 10%. То есть, те санкции, которые заработали летом,  уже по августовской статистике показывали нам сжатие промышленного производства. 

Санкции на нефть вступают в силу в декабре, санкции на нефтепродукты — в конце февраля, вот тогда мы с вами и будем обсуждать динамику этих видов продукций».

«Значит ли это что выкрутились? Нет, не значит. Давление идет гораздо медленнее, чем предполагалось, и значимые результаты мы увидим даже не в конце 2022 года, а в 2023-м. 

Уже будет понятно, что с нефтью: что-то удастся перенаправить [после введения ограничений на морские поставки], но [вопрос] какую часть. Уже сейчас понятно, что рушится газовый экспорт, а его перенаправить невозможно.

Пока работает все то оборудование, которое мы закупили, но когда-то у него наступает срок ремонта. Еще очень важное наблюдение: общее консенсусное ощущение, что по потребительскому импорту справились. Да, «труба пониже, дым пожиже», но рынок не стал остро дефицитным. 

Вывод: не бежать впереди паровоза. Помнить, что наша страна прошла через такое количество ударов, что, в общем, опыт уже наработан.

 Помнить, что российский бизнес невероятно живучий, ему больно и тяжело, но он пытается выкрутиться. И помнить, что в 2023 году спад продолжится и это уже официальные прогнозы Минэкомразвития и Центробанка.

Не надо гнать волну, что мы все помрем, все грохнется, все развалится. Не правда. 

Не надо гнать другую волну: мы все преодолеем, у нас все будет хорошо, мы все «импортозаместим». Не все, очень многое не сможем».

«Крупногородское, образованное, не старое население все понимает. Но те, кто в бизнесе, принимают ситуацию как данность и адаптируются к существующим условиям.

Они не обременяют себя часто причинно-следственными связями. Почему им сейчас надо устраивать вот такую вот чехарду? Они догадываются, но думать об этом не хотят. 

В перифериях просто нет навыков логического мышления, никакая экономическая аргументация не пробивает [людей]. Люди там покупали дешевые товары в основном, были обвешаны кредитами, а сейчас уйдешь в армию, тебе кредит или простят или отложат. Очень многие жили от своего огорода. 

Что поменялось? Ничего. А тут еще возможность заработать, а тут еще ты родину защищаешь. Я пытаюсь донести до этой московской тусовки, что вы не очень хорошо понимаете страну. Страна не совсем такая, как мы себе ее представляем в Москве. 

Выставлены все мыслимые и немыслимые барьеры, чтобы не думать, чем это [«спецоперация»] может закончиться. 

Человек, погруженный в заботы выживания, в целом неэмпатичен, потому что все его силы уходят на выживание. 

Не надо этих людей ругать, они просто живут другой жизнью. Это издержки чудовищного обнищания значительной части российского населения. 

У 40% россиян денежные доходы ниже чем у среднего жителя РСФСР в 1991 году. 

В значимой своей степени Россия — бедная страна. Ведет себя как бедная страна: «Я забочусь о себе, о своем близком круге, остальное меня не касается».

Вы становитесь включенным в более широкий мир, когда у вас появляются возможности. А возможности держатся во многом на доходах и на образовании. 

В России сейчас люди среднего класса тоже пошли вниз, в сторону выживания. 

Потому что родное государство четко таргетировано на свой базовый электорат пенсионеров, на поддержку уязвимых групп населения. 

И ему в общем по барабану этот самый средний класс: «Ребятки, ну у вас есть какие-то компетенции, какие-то навыки — крутитесь». 

Поэтому мы фактически воспроизводим отсталую и ущербную модель человеческого капитала. 

И никакими рассказами о том, какие у вас будут экономические потери, это не снимается». 

Читайте также:

Профессор МГУ Наталья Зубаревич: "Магаданская область - кладбище"

"Такого кризиса еще не было": профессор МГУ рассказала, что происходит с российской экономикой за полгода санкций

Друзья, подписывайтесь на "Весьма", чтобы быть в курсе событий! 

Телеграм - https://t.me/vesma

Группа "WhatsApp - https://chat.whatsapp.com/9QouujufeJkAfmO2FxTo0G 

Вконтакте: https://vk.com/vesma.today 

Чтобы добавиться, нажмите на нужную ссылку. 

Наш канал в "Яндекс.Дзен"

Подписывайтесь на нас в Google Новостях





Независимый информационный портал

Телефоны редакции: 

8-924-851-07-92


Почта: 

vesmatoday@gmail.com

     18+

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика