Прокуратура Магаданской области начала отменять реабилитации политзаключенных сталинских времен
Прокуратура Магаданской области начала отменять реабилитации политзаключенных сталинских времен.
Как сообщили в ведомстве, было пересмотрено несколько тысяч архивных дел колымских заключенных послевоенного периода.
По заявлению начальника уголовно-судебного отдела прокуратуры Максима Комаровского из трехтысячного массива отменена реабилитация "50-60" политзаключенных.
До этого их невиновность признали в 1990-е.
"В результате такой работы восстанавливается историческая справедливость, то есть те люди, которые необоснованно были реабилитированы, когда они действительно являлись пособниками фашистов, пособниками тех людей, которые пришли завоевывать нашу землю. Эти решения отменяются", заявил Комаровский.
Ранее Общественная палата Магаданской области выступила с инициативой пересмотра негативной оценки послевоенных репрессий Сталина.
Председатель палаты и директор местного филиала ГТРК Яков Радченко сообщил, что общественники, занятые пересмотром советской истории, таким образом борются с «экстремизмом».
«В январе 2025 вышел указ президента о стратегии борьбы с экстремизмом. Фальсификация истории сейчас признается экстремизмом, наша группа занимается борьбой с фальсификацией истории — в нынешних реалиях мы боремся с экстремистскими проявлениями», — заявил Радченко.
В сентябре 2023 Владимир Путин поручил властям Магаданской области при содействии московского Музея Гулага до 2030 года создать «Музей памяти», посвященный жертвам репрессий.
Правительство РФ выделяет 3 млрд рублей на этот проект, а сам он должен расположиться на месте бывшего рудника «Днепровский».
Против этого также выступает Общественная палата Колымы.
По их мнению, в послевоенное время в Береговом лагере на Колыме (особый каторжный лагерь исключительно для политических осужденных, туда входил «Днепровский») сидели «бандеровцы, власовцы, каратели, предатели, перешедшие на сторону врага», недостойные посмертной реабилитации.
В Береговом лагере, через который прошли 50 тысяч человек, большинство политзаключенных составляли украинские и балтийские «националисты», боровшиеся против советской власти после 1945.
16% заключенных лагеря числились «шпионами, террористами и диверсантами», причем многим из них приписали шпионаж в пользу Японии, Англии и США (один заключенный сидел за «шпионаж» якобы для Латинской Америки).
Отбывал заключение в Берлаге и известный поэт Анатолий Жигулин, автор повести «Черные камни», в которой он увековечил память об этом месте.