На Колыме сейчас время лома-перелома. С хрустом лопаются казавшиеся ранее незыблемыми экономические и социальные наработки и связи, пересматриваются нормативы и нагрузки бюджетных организаций, особенно в медицине, счет потерян поменявшимся кадрам – кто-то умудрился исчезнуть с глаз с грамоткой в руках, а кто-то и без…
Колымское сообщество (совсем недавно его называли «колымским братством») изумленно и широко раскрыв рот взирает на происходящее и, откровенно говоря, многие магаданцы пока еще вроде как верят, что все, что ни делается – к лучшему.
Есть и такие, кто называет перемены в устоявшемся образе жизни «окаянными днями» и откровенно посмеивается, если у реформаторов что-то не получается.
Примирить и тех и других должна своевременная, четкая и достоверная информация власти о том, что планируется делать, как, в какие сроки, и какой ожидать результат.
Помню, в декабре прошлого года на заседании Комитета по социальной политике Магаданской областной Думы, когда мы рассматривали проект закона о бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год, в адрес замминистра регионального минздрава от депутатов прозвучало пожелание, чтобы специалисты министерства почаще бы и побольше встречались с жителями области, города, и рассказывали о тех реформах в медицине, которые решено сделать в ближайшей перспективе.
Было бы неплохо и посоветоваться с людьми по наиболее кардинальным переменам, которые напрямую затрагивают интересы колымчан.
Предложение депутатов руководством минздрава вроде бы было принято, но как показали дальнейшие события, по жизни все пошло не совсем так.
На прошлой неделе телефоны в редакции газеты «Колымский тракт», как говорят, раскалились от звонков жителей Магадана и городских округов Колымы. Людей интересовал один вопрос: правда ли, что отделение гериатрии в Магаданской областной инфекционной больнице будет закрыто?
Вопрос прозвучал неожиданно, как гром среди ясного неба. Наверняка многим из нас, даже у тех, чье сознание за последние полгода как бы «задубело» от сногсшибательных известий о том, что в области опять что-то закрывается, перестраивается, «оптимизируется», стало как-то не по себе.
Замахнуться на самое святое – на наших стариков, ветеранов, старожилов Севера, чье здоровье и жизненные силы положены на освоение природных богатств Колымы в условиях экстремальных климатических температур – на это, знаете, тоже нужно было решиться!
Чтобы было понятно: гериатрия – это область медицины, изучающая болезни людей пожилого и старшего возраста. Гериатрия занимается выяснением особенностей возрастного развития, диагностикой, лечением и профилактикой преждевременного болезненного старения.
Проще говоря – гериатрия занимается вопросом сохранения пожилых и старых людей, улучшением их самочувствия на фоне возникающих с возрастом патологий.
Гериатрическое отделение в Магадане было создано 20 лет назад на базе областной государственной инфекционной больницы. В нем сегодня 32 койки, ежегодно 450 человек в возрасте 60-70-80 лет проходят лечение и реабилитацию. За минувшие два десятка лет почти 10 тысяч колымчан нашли здесь поддержку своим жизненным силам.
Неужели у кого-то действительно поднялась рука на то, что «оптимизировать» и те, совсем незначительные толики компенсации государства старожилам Крайнего Севера за их труд, жизнь, воспитание детей на холодной земле Колымы?
Еду в гериатическое отделение, чтобы на месте попытаться разобраться в ситуации.
Добираться до Магаданской государственной областной инфекционной больницы, на чьей базе разместилось гериатическое отделение, непросто.
Лечебное учреждение расположилось «глубоко» на Марчекане, до него нужно сначала довольно долго (если от автовокзала) ехать на маршрутке №1, которая ходит весьма редко, а потом километра два-три идти пешком от остановки автобуса до шлагбаума «инфекционки» под пронзительным ветром с Нагаевской бухты.
Причем от Марчеканского шоссе до больницы ты идешь под беспрестанным лаем огромных кавказских овчарок, которые отнюдь не находятся на привязи у охраняемых объектов, а сопровождают тебя по обочинам дорог с пеной у рта.
Хорошо, если пожилого человека родственники или знакомые довозят до «гериатрии», а то просто беда: и скользко, и холодно, и далеко. Может было мэрии стоит как-то продумать этот вопрос и облегчить «путь к причалу»?
Зато в самом гериатрическом отделении тепло, светло и уютно, чего не скажешь, например, о некоторых поликлиниках в центре Магадана. Чувствуется, что персонал «гериатрии» строго следит за порядком и чистотой. Надеваю бахилы и прохожу в кабинет к руководству.
Заведует гериатрическим отделением Кристина Александровна Шагинова, врач-гериатр и главный внештатный гериатр Магаданской области. Другого такого специалиста в нашем регионе нет. Она прошла специальную подготовку по гериатрии в Москве.
Руководитель отделения Кристина Шагинова
Ей 32 года, родилась в Амурской области, но считает себя коренной колымчанкой, поскольку мама ее всю жизнь прожила на Колыме, а бабушка – знаменитая директор школы Лариса Игнатьевна Ястребова и по сей день находится в Стекольном и по-прежнему руководит учебным заведением.
Сама Кристина Александровна – выпускница Амурской государственной медицинской академии. В Магаданской инфекционной больнице трудится с 2014 года, а с 2015 года возглавила гериатрическое отделение.
Кристина Александровна рассказывает о том, чем живет отделение, как идут лечебные и реабилитационные процессы с пациентами, как обеспечено их питание и свободное время. Гериатрия полностью укомплектована кадрами. Все вроде в штатном режиме, но я вижу, что ее что-то явно тревожит.
- Дело в том, - наконец говорит Кристина Александровна, - что мы не знаем, как сложится жизнь гериатрии в ближайшее время. Ходят усиленные слухи, что наше отделение, возможно, будут закрывать. Нас уже предупредили из министерства, чтобы мы после первого квартала этого года не производили набора пациентов.
- А чем вам это объяснили?
- Говорят, что по действующим нормативам в зависимости от численности населения Магаданской области нам положено только три гериатрические койки. Раньше наше отделение с 32 койками помогал содержать бюджет области, а нынче…
Я считаю, если гериатрическое отделение закроют, это будет большая ошибка. Пожилые люди, ветераны, старожилы Севера в очередь стоят к нам. С ними занимается специальный медицинский персонал, пациентов обследуют, они здесь на месте сдают анализы, получают лечение, поддержку, реабилитационные меры. У них здесь хорошее сбалансированное питание. Среди наших пациентов немало одиноких людей, дома они лишаются общения с другими.
Ну а самое главное – в областной больнице зачастую не берут больных, которым требуется поддерживающее лечение в возрасте старше 75 лет. И это понятно. Им нужна поддерживающая терапия, наблюдение, консультации.
Наше отделение способно дать им это. А когда они будут находится дома, далеко не каждому пожилому человеку помогут добраться до поликлиники, они физически не смогут выдержать очереди к врачам, на процедуры.
По сути, для многих из этих людей медицинская помощь в постоянном режиме – а она именно такая нужна им – будет недостаточна. Ветераны будут до срока вычеркнуты из жизни.
- Ваши пациенты знают, что над магаданской гериатрией занесен меч?
- Да, большинству известно о слухах… Даже не знаю, откуда…
- Можно мне побеседовать хотя бы с некоторыми из них?
***
Я прошел практически по всему отделению гериатрии, никто о моем визите не знал, специально не готовился, но я удивился, какой всюду порядок, чистота – и в коридорах, и в палатах, и в туалетных комнатах.
Несмотря на то, что вопрос о возможном закрытии отделения витал в воздухе и тревожил людей, все они разговаривали и просили только об одном – помочь спасти лечебницу.
Никто из пациентов, с которыми я побеседовал, не возражали, о наоборот настаивали на том, чтобы я назвал в газете их имена, «болячки», которые их одолевают и другие сведения, которые мы обычно стараемся обходить в публикациях, чтобы не нарушить закон о персональных данных.
- Меня зовут Бедак Людмила Михайловна, - начала разговор одна из пациенток. – Мне 69 лет. На Колыме я живу 66 лет. Всю жизнь прожила в Магаданской области в поселке Мяунджа. Родила и вырастила четверых детей. Детки мои, став взрослыми, разъехались. Годы и болезни взяли свое, переехала жить в Магадан к младшему сыну. Чтобы поддержать здоровье, доктора мне посоветовали попасть в отделение гериатрии.
Могу сказать, что за всю свою жизнь я не бывала в лучшем лечебном учреждении, чем этот. Здесь прекрасные доктора Кристина Александровна Шагинова и Надежда Анатольевна Иващенко, очень внимательный медперсонал. Все они относятся к нам, как к своим матерям.
Слышали мы о том, что кто-то из властей настаивает на закрытии гериатрии. Мне вот почти 70. Не представляю, как я пойду на своих больных ногах в поликлинику, буду стоять в очереди сначала за талончиком к врачу, потом в очереди к доктору, потом – в процедурный кабинет, потом очередь на анализы…
Плюнешь на все и махнешь рукой и на свое здоровье, и на подобную медицину...
Говорят же, что имеем не храним, потерявши плачем. Так будет, если потеряем гериатрию…
- А меня зовут Нерода Светлана Тихоновна, - включилась в разговор соседка Людмилы Михайловны. – Мне 80 лет. У меня стоит кардиостимулятор. Всю жизнь отработала на Магаданском шиноремонтном заводе прессовщицей, делала детали для промывочных установок по добыче золота.
Мне в нашем отделении нравится то, что не надо стоять в очередях. Я вот как-то пошла в городскую поликлинику, отстояла очередь и упала в обморок, повредила ноги… Теперь я раз в два года ложусь в гериатрию, полечусь и дальше можно жить. Неужели жители Колымы не заработали человеческого отношения в медицине? Нельзя закрывать наше отделение!
- Меня зовут Валентина Петровна, - вступает в разговор третья пациентка их этой же палаты. – Я родилась в Магаданской области. Мне сейчас 75 лет. Работала медсестрой в детской поликлинике. Теперь вот мои коллеги медики помогают мне поддержать здоровье – у меня проблемы с сердцем.
Нужно обязательно сохранить это учреждение! Как медработник скажу – таких лечебниц мало во всей Магаданской области.
- Горячих Эльвира Ивановна, - представляется мне в соседней палате женщина. – На Колыме почти 50 лет. Мне уже 78 лет. Всю жизнь проработала на главпочтамте. Переживаю только об одном – лишь бы власть не закрыла это отделение. И лечат здесь хорошо, и лечебной физкультурой занимаемся. В каждой палате свой туалет, душ… Питание очень хорошее.
- Филатова Людмила Степановна – художник-педагог. В области живу почти 40 лет. Мне сейчас 71 год. Наше отделение – единственное учреждение, где принимают пенсионеров, престарелых граждан с распростертыми объятиями.
До нас доходят слухи, что его хотят закрыть – это будет великая несправедливость по отношению к пожилым людям, ветеранам, старожилам Севера. Нельзя отнимать у них единственную возможность почувствовать себя человеком.
Есть ведь одинокие люди, они находят здесь друзей, товарищей по увлечению. Они даже Новый год здесь остаются встречать – дома их никто не ждет… Лечение здесь на высоком уровне, отношение персонала как к родным людям.
Людмила Степановна, находясь на излечении, не может без работы художником – ей создали условия для рисования картин, а затем сделали выставку ее работ прямо в отделении. Успех был очень большой!
- Раевская Галина Феодосьевна, 83 года, бывший работник объединения «Северовостокзолото», почти 50 лет на Колыме. Здесь у меня выросли дети, внуки и правнуки. В отделении гериатрии нам не надо ходить по очередям в поликлиниках, там тебя пихнут, там толкнут...
Узких специалистов не хватает, чтобы пройти какое-то обследование, надо месяцами ждать… Мы все отдали Колыме – здоровье, жизненные силы – нельзя отбирать возможность пожить по-человечески…
- Дейнега Юрий Захарович – с 74 года в Магаданской области. Работал на Теньке, добывал золото на Мой-Урусте. Был рабочим, бригадиром, директором прииска, главой поселка. Перенес инсульт… Каждые полгода ложится в гериатрию.
- Железнова Галина Ивановна, мне 72 года, почти полвека на Колыме. Я из Омсукчана. Была в отпуске и со мной случился инсульт. Здесь мне помогли его преодолеть. Об отделении гериатрии многие в Омсукчане знают и стремятся сюда попасть. Основная моя профессия - крановщица на заводе стройматериалов – 15 лет я там проработала. Я очень огорчилась, когда услышала о возможном закрытии отделения – его надо спасти, передайте это губернатору. У нас есть верующие люди среди тех, кто лежит в отделении, мы молимся каждый день, чтобы закрытие не состоялось.
- Дашкова Лидия Ивановна. В этом году мне будет 80 лет. 50 лет на Колыме. Работала на Усть-Магаданском рыбозаводе морозильщицей. Перенесла инсульт в 2018 г. Потом у меня был инфаркт...
***
А что думает о возможной «оптимизации» отделения гериатрии - уменьшении в 10 раз числа коек по действующим медицинским нормативам, что равносильно его закрытию мэр Магадана Юрий Гришан?
Ведь подавляющее большинство подопечных гериатрии – его народ, магаданцы.
Я встретился с градоначальником после поездки на Марчекан и задал ему вопросы, о которых мне говорили пациенты гериатрии.
- Я категорически против закрытия отделения гериатрии областной государственной инфекционной больницы. Речь идет о качестве жизни, о ее продлении для самой незащищенной части жителей Магаданской области – о наших стариках, ветеранах, старожилах Севера. Эти люди отдали обустройству Колымы самое дорогое, что у них есть – лучшие годы своей жизни, свое здоровье, свой профессиональный, жизненный опыт.
В неимоверно трудных условиях они добывали для страны золото, обеспечивали колымчан морепродуктами и продуктами сельскохозяйственного назначения, строили дома, воспитывали и учили детей. И взять их сегодня и выбросить за борт жизни , оставить один на один с болезнями, немощью - было бы бесчеловечно.
У мэрии Магадана и регионального минздрава два года назад было заключено Соглашение о том, что городские власти создают необходимые условия для жизни людей, а органы здравоохранения принимают все меры для излечения тех, кто заболел.
Если готовится закрытие отделения гериатрии, то почему в Минздраве хотя бы не выслушали мнение мэрии на этот счет? Денег нет у бюджета области? А может быть я скажу, что найду в городском бюджете средства, только бы не прекращать работу гериатрии!
***
Об отношении к возможному закрытию отделения гериатрии инфекционной больницы я поинтересовался у первого заместителя председателя Магаданской областной Думы Андрея Зыкова. Андрей Константинович до перехода на профессиональную работу в Заксобрание региона возглавлял Ягоднинскую районную больницу и его точка зрения для меня была особенно важна.
- Скажу сразу, - ответил он, - каких-либо документов по поводу реструктуризации инфекционной больницы или закрытия гериатрии пока нет. Все это пока слова, но слова, которые исходят от ответственных работников регионального Минздрава, а это уже серьезно.
Вообще, вся ситуация, которая сегодня складывается у нас с системой здравоохранения особого оптимизма как-то не вызывает. Из стен этого ведомства то слышатся сомнительные заявления о том, что у медработников Колымы необоснованно большие зарплаты, то вот рождаются такие проекты документов, как план по выравниванию бюджетной обеспеченности системы здравоохранения Магаданской области…
- Вас что-то смущает в этом плане?
- Смущает, что его разработчики, как мне думается, пошли по пути наименьшего сопротивления в вопросах финансирования лечебных учреждений области – все свести к федеральным нормативам без учета северной специфики. Мы в своей врачебной практике все это уже проходили и ничего путного из этого не вышло.
Вот и идея с возможным закрытием отделения гериатрии тоже укладывается в это прокрустово ложе преобразования медицины Колымы. Одно дело выполнить это где-то в центральных районах страны и другое – здесь, на Крайнем Севере, где десятилетиями сложился свой, северный образ жизни.
Ни для кого не секрет, что на Колыме немало одиноких пожилых людей. Дети у них выросли, кто-то уехал на материк, семейные связи обрываются, помочь людям бывает некому. Кроме как государству, бывает некому поддержать этих людей.
Считаю, что если будет принято решение о закрытии отделения гериатрии – это будет поспешное, не до конца продуманное действие, которое может создать дополнительное социальное напряжение в колымском сообществе.
Пожилые люди имеют букеты заболеваний. Кое для кого из них даже дойти до поликлиники – проблема, а уж стоять по очередям в регистратуру за талончиком, на прием к врачу, на сдачу анализов – порой и вовсе непосильная задача.
Не надо слепо следовать федеральным нормативам в медицине на Крайнем Севере. И нам, депутатам, и специалистам министерства следует настойчивее ставить вопрос в Минздраве России о том, что в северных регионах должен быть обеспечен иной подход к оздоровлению людей, должно выделяться больше средств на содержание подобных учреждений, как, например, наше гериатрическое отделение.
Поэтому прежде чем даже подумать только о закрытии гериатрии в Магадане, а это сегодня единственное медицинское учреждение поддержания жизненных сил ветеранам, старожилам Севера, которое за 20 лет работы показало свою хорошую эффективность, надо десять раз подумать, а что мы дадим нашим пожилым людям, старикам взамен? Или бросим их на произвол судьбы во имя экономии бюджета?
***
22 января с.г. МагаданМедиа со ссылкой на телеканал «Колыма-плюс» опубликовало интервью «Сергей Чеканов: разрабатывать программы оптимизации не людей а расходов». Министр здравоохранения рассказал о том, как будет выглядеть процесс оптимизации в медучреждениях Колымы. По его словам, речь идет не о сокращении медперсонала, а о централизации бухгалтерий, экономической и закупочной служб.
Но у нас, как известно, что не возьмись делать, все получается «автомат Калашникова». «Оптимизация» отделения гериатрии может вылиться в минимизацию расходов на ее содержание. Иными словами – в ее закрытии.
P.S.
В этот же день, когда я был в отделении гериатрии Магадана, на ее пороге я встретил представителей регионального отделения Союза пенсионеров России.
Как выяснилось, они тоже пришли сюда, чтобы изучить общественное мнение по поводу возможного закрытия учреждения и собрать подписи под протестым обращением в адрес губернатора Магаданской области Сергея Носова.
Иван Субботин
UPD
По словам заместителя министра здравоохранения и демографической политики Магаданской области Оксаны Хулап, вопрос о закрытии геронтологического отделения на Колыме не рассматривался.
"Мы сообщаем вам, что нашим министерством вопрос о закрытии геронтологического отделения не рассматривается. На данный момент содержание двух коек согласно нормативам производится за счёт государственных средств.
Принимая во внимания важность медицинской помощи жителям Магаданской области старшего поколения, за счёт региональной поддержки функционирует тридцать сверхнормативных коек.
Ситуация с финансированием региона в этом году очень непростая, и мы уже занимаемся подготовкой обращения в Министерство здравоохранения РФ для решения сложившейся неблагополучной ситуации", - заявила она на заседании общественной палаты города.
Будьте в курсе новостей! Вступайте в новую группу "Весьма" в WhatsApp, нажав на слово: