Саша Осенева

Магаданские чиновники отказали историческому центру города в статусе "культурного наследия"


фото: magadan.livejournal.com

Обидно, когда какой-нибудь иностранец после путешествий по российским городам и весям, где, кстати, встречали его со всей широтой и открытостью русской души, кормили-поили, укладывали спать на мягком и показывали в окрестностях все самое интересное и красивое, потом в своих мемуарах нас же называет «чемпионами по беспамятству». 

Но с другой стороны… Как нас еще назвать, если мы с легкостью необыкновенной можем, к примеру, взять и изменить дату основания города – просто для того, чтобы цифра следующего юбилея смотрелась солиднее? Или вместо реставрации пустить под бульдозер первый в городе каменный дом? Или взять и зашить искусственной облицовочной плиткой барельефную лепнину на фасаде исторического здания?

Впрочем, то, что данное здание имеет историко-культурную ценность, не отражено в официальных бумагах, а значит, таковым не является. А голос горстки протестующих профессионалов можно заглушить очередным организованным народным гулянием на фоне раскрашенной тряпки фальшфасада.

Как вы поняли, я имею в виду многострадальную «сталинку» по пр. Ленина, 16 (1947-1949 гг. постройки), без малого 20 лет назад расселенную, неживую, которая разрушается у всех на виду в самом сердце Магадана. Горькая участь дома описана в статье «Лицом к деньгам фасад не увидать» («Колымский тракт» №23 от 07.06.2017).

Осенью прошлого года наше издание сообщило о том, что член Магаданского регионального Союза архитекторов Ирина Лазуткина проявила инициативу по постановке на госохрану всей исторической части центрального городского проспекта, включая Ленина, 16 («Улица-памятник? Да!», «Колымский тракт», №40 от 03.10.18).

Казалось бы, шаг очевидный даже для не обладающих специальными знаниями: все 24 здания на Ленина от перекрестка с ул. Пролетарской до телевизионной мачты на пл. Комсомольской представляют собой согласованный и соразмерный архитектурно-градостроительный ансамбль 1936-1959 гг. постройки, выдержанный в едином стиле неоклассицизма, идеально вписанный в природный ландшафт и, главное, являющийся лицом города.  

Именно здесь находятся его главные символы – башенка с часами, башенка со шпилем, центральные ворота в городской парк, гордый барельеф с флагами и гербом Советского Союза (Ленина, 16!), телевышка. Если не сохранять их для потомков как историческую память Магадана, то что тогда сохранять?

Тем более что два здания проспекта – кинотеатр «Горняк» (Ленина, 19) и учебный корпус Магаданского политехникума (Ленина, 4) - уже являются признанными объектами культурного наследия (ОКН) регионального значения, а в государственном Реестре ОКН уже числятся улицы-памятники других российских городов, например, Санкт-Петербурга и Владивостока. 

Однако, как показывают последние события, очевидность и реальность – не одно и то же.

4 марта, спустя 90 рабочих дней с момента поступления заявки И.К. Лазуткиной в отдел по охране объектов культурного наследия правительства Магаданской области, предложение архитектора было рассмотрено на заседании Общественного совета при региональном министерстве экономического развития. 

Примечательно, что съемочную группу ГТРК «Магадан» на заседание не пустили.
Шестью голосами против трех совет проголосовал за включение пр. Ленина в Перечень выявленных объектов культурного наследия. В числе одобривших идею –

Главный архитектор области Евгений Кадулин, председатель регионального Союза архитекторов Елена Колосова, главный научный сотрудник областного краеведческого музея Сергей Ефимов, директор филиала ВГТРК «ГТРК «Магадан», председатель Общественной палаты региона Яков Радченко.

Против высказались чиновники: заместитель председателя правительства Татьяна Савченко, возглавляющая Общественный совет; министр культуры и туризма Людмила Горлачева и, что самое удивительное, начальник отдела по охране ОКН Виктория Юферева.

Несмотря на решение совета, на следующий день, 5 марта, В.В. Юферева подписала приказ №1 об отказе во включении архитектурно-градостроительного ансамбля пр. Ленина в Перечень выявленных объектов.

Следовательно, заявителю отказано и в проведении последующей историко-культурной экспертизы, на основании заключения которой объект может быть поставлен на госохрану со всеми вытекающими, в том числе – с выделением средств из федерального бюджета на мероприятия по сохранности.

В тексте документа о причинах отказа не говорится. Комментировать это решение для газеты В.В. Юферева отказалась, сославшись на отсутствие полномочий для общения с прессой, и направила к курирующей отдел Т.А. Савченко. Татьяны Александровны на месте, к сожалению, не оказалось, получить у нее разъяснения не удалось.

Зато получилось взять комментарии у членов Общественного совета.
Елена Колосова: «На заседании нам неоднократно напоминали, что Совет – только рекомендательный орган, окончательное решение вопроса не за нами. Зачем тогда, спрашивается, собирали, интересовались нашим мнением? И, к слову, о решении начальника отдела по охране ОКН нас впоследствии никто официально не уведомил. Узнали от заявителя Ирины Лазуткиной.

В чем причина отказа? На заседании звучал такой довод: на охрану объектов культурного наследия выделяется мало средств, которых не хватит даже на проведение экспертизы. Если же ее все-таки провести, и эксперты признают выявленный объект объектом культурного наследия, область выйдет на очень внушительные суммы, необходимые для его содержания в надлежащем виде.
Конечно, привлекать специализированные организации для проведения реставрационных работ – это вам не «залепуху» провернуть с покраской фасада и попутной ликвидацией лепнины и других элементов.

Здесь нужны серьезные деньги. И что теперь? Нет денег – значит, пусть все разрушается? Деньги превыше истории? На мой взгляд, неправильный подход, негосударственный. К тому же государство выделяет финансирование на ремонт объектов, включенных в Реестр ОКН.

Да, для этого необходимо пройти ряд процедур, согласований. Кто говорит, что это просто? Но это как раз и является полем деятельности чиновников, их профилем».

Яков Радченко: «Еще в 2016 году, когда ОП создавала общественный Реестр объектов культурного наследия, пр. Ленина вошел в него одним из первых. Решение было на поверхности, что подтвердило голосование Совета.
Мотивировка отказа в приказе отдела по охране ОКН отсутствует, но могу предположить, что это слабое финансирование. По словам В.В. Юферевой, бюджет подразделения на текущий год составляет всего 100 тыс. руб. Понятно, что этих денег на проведение экспертизы целой улицы не хватит.

Прозвучало, на мой взгляд, логичное предложение включить проведение экспертизы в программу празднования юбилея Магадана, тем более что постановления правительства по расходованию средств на подготовку праздничных мероприятий еще нет. В любом случае, можно было не отказывать сразу, подумать варианты.

Другой аргумент проголосовавших на Совете против включения пр. Ленина в Перечень выявленных объектов: после признания объекта историко-культурным памятником возникают многочисленные требования к проведению ремонтных работ и строительным организациям.

Приводился в пример театр им. Горького, для допуска к ремонту которого подрядной организации понадобилось оформлять лицензию. Ее срок окончился раньше окончания ремонтных работ, в итоге здание «подвисло».

Согласен, хлопот статус ОКН добавляет, но есть и весомый плюс: ремонт таких объектов должен проводиться не абы как, а с серьезной проработкой проекта и конкретными требованиями к подрядчику, что, безусловно, будет способствовать сохранности нашего культурного наследия.

Работа по объектам культурного наследия в плане Общественной палаты стоит. В ближайшее время мы намерены пригласить на заседание представителей отдела по охране ОКН. Пообщаемся, узнаем, может, им помочь чем-то надо».

Несогласие с решением отдела по охране ОКН выразили магаданские ученые, главные научные сотрудники областного краеведческого музея Сергей Ефимов и Александр Навасардов, принимавшие участие в составлении исторической справки к заявке И.К. Лазуткиной по пр. Ленина.

Сама Ирина Константиновна руки не опускает. В отдел по охране ОКН отправлено ее заявление с просьбой разъяснить некоторые детали, например, какие работы были организованы региональным органом охраны ОКН по установлению историко-культурной ценности объекта, какие специалисты были для этого привлечены.

Кроме того, магаданский архитектор намерена обратиться к губернатору области Сергею Носову с мотивированным отзывом на решение отдела по охране ОКН.

Саша Осенева





Независимый информационный портал

Телефоны редакции: 

8-924-851-07-92


Почта: 

vesmatoday@gmail.com

     18+

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика