Издание "Витебский курьер" опубликовало историю отца и матери знаменитого юмориста Ефима Шифрина. Оказывается, отца сатирика репрессировали, а сам он родился в поселке Нексикан Магаданской области.
Как пишет издание, отца Ефима звали Залман Шмуилович Шифрин. Он родился в 1910 году в в местечке Дрибин Чаусского уезда Могилевской губернии (сегодня – Дрибинский район Могилевской области Беларуси).
В 1926 году он закончил педагогический техникум.
"В то голодное время техникум имел свою столовую: питание там было сравнительно хорошее и недорогое. Средства на него поступали из ряда стран, в том числе из США. Стипендию я получал 12 рублей в месяц и, питаясь в столовой, живя более чем скромно, с горем пополам мог на нее существовать. При техникуме были два общежития, расположенных на улицах Задувной (ныне Фрунзе) и Маломогилевской (ныне Калинина)", – писал отец Ефима Шифрина в воспоминаниях.
В техникуме он играл в драмкружке и был активным студентом. Однако на него, как на сына нэпмана, писали множество доносов, указывая, что тот не имеет права на бесплатную учебу. Ему пришлось бросить техникум.
В 1931 году он вернулся в Витебск, снова поступил в техникум, одновременно работая бухгалтером на дрожжевом заводе.
"Но вновь начались доносы. В этот раз в администрацию стали приходить письма, что Залман Шифрин – сын лишенцев и скрывает свое происхождение. Когда директору техникума в сельсовете в Дрибине подтвердили, что Шмуил Шифрин был лишен избирательных прав как нэпман, Залмана исключили из техникума.
После того как Залман Шифрин отчислился из витебского еврейского техникума, он поступил на платные восьмимесячные счетоводо-бухгалтерские курсы в Оршу, но после их окончания не нашел работу по специальности, потому был вынужден вернуться в Дрибин к родителям", - пишет "Витебский курьер"
Безобидного Залмана Шифрина арестовали в августе 1938 года в городе Орша. Его обвинили шпионаже в пользу Польши в составе группы бундонцев.
О своем пребывании в застенках Оршанского отдела НКВД отец будущего артиста подробно описал в мемуарах «Печальная рапсодия. Биография Залмана Шифрина».
Камера:
"Маленькое помещение — всего несколько шагов в длину и в ширину – до отказу набито людьми. Сидят, кто на нарах, кто на полу в одних трусах. Жарко, дышать нечем, окна нет, лишь маленький волчок в двери, а над дверью включенная электрическая лампочка… Не было воды, и мы не могли даже умыться. О стрижке волос и говорить не приходится. По телу ползали полчища вшей.
Питание:
Кормят так: утром – селедка, отчего постоянно мучает жажда, в обед – баланда, на ужин – чай и хлеб. Хлеба на сутки выдают 500 граммов.
Иной раз нас заставляли надевать шубу (в августе!) и делать поклоны и приседания (больше сотни), да еще с грузом в руках. Это было похуже, чем зуботычины. Допросы начинались в 20 часов и продолжались до пяти утра… Пытки были изощренные. Били кулаками, ногами, нагайками, обливая терявших сознание водой, заставляли сутками стоять не шевелясь, при попытке присесть – удар, снова удар!.. После ночных допросов, как правило, возвращался я окровавленный, не в силах забраться без чьей-то помощи на нары".
По итогам расследования вымышленных преступлений отец Ефима Шифрина получил 10 лет лагерей.
Большую часть срока Залман Шмуилович провел в Магаданской области.
Во время отсидки он завязал переписку с Раисой Цыпиной. В 1950 году женщина собралась и отправилась к нему на Колыму.
Там Залман и Раиса поженились, у них родились два сына – Самуэль и Нахим (Ефим).
В 1956 году после реабилитации Зелмана, вместе с семьей он переехал в Юрмалу.