Материал опубликован в газете "Колымский Тракт" № 50
Локация первая. Автомобиль, рыча двигателем, с натугой лезет на подъем, перемешивает колесами снежную кашу. Метрах в четырех-пяти впереди него бежит крыса. Крупная. Прямо по проезжей части. Бежит легко, будто и не в горку.
Почуяв, что автомобиль прибавил скорости и вот-вот догонит, крыса делает красивый длинный прыжок в сторону и ныряет в пушистый сугроб на обочине.
Локация вторая. У мусорного евроконтейнера шебуршит крыса. Крупная. Проходящие мимо люди ничуть ее не пугают. Ретироваться она решает только когда на нее падает луч света от фар проезжающей по двору машины. Прячется крыса в контейнере, через прогрызенную в пластиковом дне дыру.
Через минуту она опять вылезает наружу. С ней – еще две товарки. Шебуршат втроем. На людей – ноль внимания.
Локация третья. На снегу у крыльца здания, даже не делая вид, что прячется, на задних лапках сидит крыса. Да, тоже крупная. С большим интересом наблюдает за перемещениями людей: кто из здания выходит, кто заходит. Когда ей это занятие наскучивает, удаляется в норку-щель в стене.
Сейчас я пересказала суть просмотренных на днях любительских сюжетов, записанных на видеорегистраторы и телефоны знакомыми. Все они живут в Магадане, то есть локации наши, местные. Первая – улица Ленина, участок от «Восхода» до телевышки, вторая – двор на улице Пролетарской, 75, корп.1, третья – крыльцо приемного покоя областной детской больницы на Кольцевой («соматики» по-старому).
Прибавляю к этому личный опыт нечаянных встреч с грызунами в черте города за последние несколько лет, жалобы магаданцев в СМИ и соцсетях на засилье крыс и делаю не радужный вывод о не совсем благоприятной, мягко говоря, санитарно-эпидемиологической обстановке в областном центре.
Моя борьба
Вообще-то к крысам довольно спокойно отношусь, считаю их умными и в определенном смысле симпатичными животными с такой степенью организованности и коллективного сознательного, до которого нам еще расти и расти.
Скрывать не буду: к такому отношению пришла не сразу. Сначала вид серой шерстки и розового голого хвоста вызывал естественную дамскую реакцию – визг на грани ультразвука и заскакивание на столы-стулья без разбега.
Я тогда в поселке жила, в старом деревянном доме, на первом этаже. В сараях во дворе соседи держали свиней, кур, так что грызунам у нас было раздолье. По мере ветшания дома соседи разъехались кто куда, сараи разломали, а крысы остались, вот и повадились, да не как гости, а как хозяева.
Год звериного террора дался непросто, зато многому научил. Например, думать как зверь. Натурально: крысы натренировали до такой степени, что я уже знала, в каком месте они прогрызут дыру ближайшей ночью, или где именно в комнате в данный момент прячется нахалка.
Постепенно иррациональный, парализующий ужас уступил место трезвой деятельной ненависти, даже охотничьему азарту - да, я скрадывала их в засаде с воздушной винтовкой в собственной квартире! Это было увлекательно. Впрочем, после того периода в живую мишень не целилась больше ни разу.
А в качестве домашних питомцев крыс держала, и не одну. Забавные они, домашние, которые в клетках сидят и грызут только то, что им позволено.
Соблюсти паритет
Главный урок, извлеченный из моей борьбы с серыми и ряда научно-популярных материалов и исследований на эту тему: данный биологический вид – вечный сателлит человечества. Мы всегда будем жить с крысами бок о бок.
В силу их исключительной живучести, способности приспособляться к любым обстоятельствам и в кратчайшие сроки восстанавливать численность популяций, истребить их полностью невозможно, да и не нужно, на мой взгляд, к этому стремиться. Хотя бы потому, что они – безошибочный индикатор благополучия/неблагополучия людского сообщества.
Там, где правят порядок, профессионализм, чистоплотность, рациональное и бережное отношение к окружающей среде, популяции грызунов (и вредных насекомых) не выходят за пределы разумного и сосуществуют с человеком параллельно, в своих нишах, особо с ним не пересекаясь, а, следовательно, не представляя для людей потенциальной угрозы как переносчики опасных инфекционных заболеваний.
Что бывает в противоположных случаях, нам хорошо известно, например, из истории средневековой Европы, население которой периодически выкашивали эпидемии чумы, тифа и т.п.
Для сохранения баланса сил, некоего паритета человеку надо постоянно демонстрировать, кто в доме хозяин, конкретно - проводить экстренные и профилактические мероприятия по дератизации и дезинфекции в жилых массивах и местах массовых скоплений людей.
Раньше было просто: в каждом населенном пункте нашей страны работали подразделения всесильного ведомства – Санэпиднадзора, в том числе занимающиеся решением этих вопросов. С появлением частной собственности на средства производства и передачей многоквартирных домов из ведения государственного в руки опять же коммерческих структур - управляющих организаций - все стало намного сложнее.
Тем не менее, действующим законодательством предусмотрен субъект, ответственный за своевременное принятие мер по дератизации и дезинсекции жилищного фонда.
«Огласите весь список, п-жалста!»
Пункт 3.4.8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» гласит: «В соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях».
При этом указанные комплексные профилактические мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения наряду с другими обязательными услугами по обслуживанию многоквартирных домов уже входят в квартплату (графа «техобслуживание»). За них собственникам жилья отдельно платить не нужно.
Однако судя по тому, как смело ведут себя хвостатые в магаданских дворах и даже на центральных улицах, дератизация проводится управляющими компаниями не регулярно, или не проводится вовсе, или проводится, но без должного эффекта.
Выяснить причину визуально возросшей в областном центре численности грызунов я сначала попыталась в Управлении федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (Роспотребнадзор).
Главный специалист-эксперт отдела финансово-экономического и материально-технического обеспечения управления Павел Захаров пояснил, что услуги по уничтожению грызунов магаданский Роспотребнадзор не оказывает. Соответствующие договоры городские управляющие компании должны заключать со специализированной коммерческой организацией. О наличии данных договоров сотрудники управления справляются только в период проверки управляющей компании.
Примечательно, что, отвечая на вопрос, какая конкретно фирма оказывает в Магадане услуги по дератизации и дезинсекции, Павел Михайлович назвал компанию «Экосервис», которая, согласно информации сайта magadan.regreestr.com, была ликвидирована еще в 2013 году.
Ясность внесли сотрудницы ООО «ГУК РЭУ-7» («Обслуживающая организация города Магадана»), подтвердившие на словах наличие договора на оказание названных услуг с организацией «Профилактическая дезинфекция» (подразделение ООО «Биосервис»). Девушки любезно сообщили, что все положенные санитарными нормами мероприятия проводятся во вверенном жилфонде согласно графику, два раза в год.
Руководитель отдела «Профилактическая дезинфекция» (не представилась) просьбу журналиста подтвердить или опровергнуть наличие договоров с городскими управляющими компаниями не удовлетворила, потребовав официальный запрос. Коммерческая тайна, не иначе.
Новоселы
Ситуацию комментирует руководитель Департамента ЖКХ мэрии г. Магадана Анатолий Худинин: «Разумеется, мы отлеживаем положение дел с заключением управляющими компаниями договоров на проведение профилактических санитарных мероприятий и их выполнением, не в ежедневном режиме, но регулярно.
В чем причина роста численности грызунов? Здесь комплекс причин, но главное: данные мероприятия должны проводиться одномоментно по всему городу, чтобы у грызунов не было возможности мигрировать, перебегать от одного дома к другому.
Мы предлагали управляющим компаниям провести в Магадане одновременную масштабную акцию, однако дело в том, что они проводят дератизацию не самостоятельно, а силами подрядной организации, а она не всегда технически в состоянии это осуществить».
По неподтвержденным сведениям из неофициального источника, с предложением провести одномоментные мероприятия по дератизации на территории всего города мэрия обращалась также в региональный Роспотребнадзор. Достичь договоренности не удалось.
А жаль. Как показывает практика многих российских городов, единовременная сплошная дератизация весьма эффективна: уничтожается до 60-70-ти процентов популяции крыс.
Остается надеяться, что когда-нибудь городской власти все же удастся решить этот вопрос, а в ожидании - наблюдать, как серое войско уверенно завоевывает все новые городские территории.
В заключение делюсь последним наблюдением. Улица Транспортная, 2 декабря, самое начало вечерних сумерек. По дворовой проезжей части со стороны дома №17 в сторону дома №19 бежит крыса, за ней след в след – около дюжины маленьких крысят.
У ближайшего подъезда семнадцатого дома вся вереница - мама и дети - запрыгивает на крыльцо и ныряет в щель двери, кажется, ведущей в подвал. С новосельем, что ли…
Саша Осенева
Читайте наши новости в Telegram https://t.me/vesma
и в группе WhatsApp (новая группа) https://chat.whatsapp.com/K7iqBHMZggR825rWcboKWO
и подписывайтесь в Twitter https://twitter.com/Vesmatoday