Если вы хотите знать, что такое демографический коллапс, вам нужно посмотреть на демографическую ситуацию в Магаданской области.
Исторически в новой России именно здесь произошло наиболее драматическое сокращение населения (если не брать совсем уж малонаселённую Чукотку)
Давайте посмотрим, куда движется Магаданская область в демографическом отношении на 20 лет вперёд?
Для этого нужно всего лишь взять данные по количеству населения в регионе за последние годы, вопрос только состоит в том, от какой точки мы будем отталкиваться в нашей аппроксимации [научный метод, состоящий в замене одних объектов другими, в каком-то смысле близкими к исходным, но более простыми].
Я взял за точку отсчёта 1989 год. Именно в этом году впервые с 1959 года зафиксировано падение населения в регионе (здесь и далее без Чукотки). Правильнее было бы сделать аппроксимацию с высшей точки (1987 год), но обзор с перспективой на двадцать лет вперёд за счёт тридцатилетней ретроспективы мне более импонирует.
Так мы охватываем круглых пятьдесят лет былого, настоящего и будущего. 1989 год во многом знаменует конец одной эпохи на Колыме и начало другой
Имея такой замечательный набор данных построить тренд на двадцать лет вперёд — не проблема. Вопрос только в типе аппроксимации. Я выбрал наиболее оптимистичную степенную аппроксимацию, в то время как линейная за счёт обвала в численности населения в начале 90-х приведёт нас к -200 тыс. населения (зомби апокалипсис).
Можно было бы попробовать линейную аппроксимацию за более длительный период, например с 1930-х годов, тогда бы мы получили положительные значения, но с того времени сменилось несколько парадигм освоения Севера и конечная цифра нам мало бы что дала для понимания будущего.
В современном динамичном мире прогноз на двадцать лет вперёд — чистая утопия. Это факт. Однако же, пристально вглядываясь в прошедшие тридцать лет на Колыме, хочется отметить, что кроме протянутого оптоволокна особенно-то и вспомнить из произошедшего нечего (в стратегических масштабах, разумеется).
Так есть ли основания полагать, что в ближайшие лет двадцать тренд вдруг развернётся на повышение?
Только обнаружение новых месторождений полезных ископаемых при относительной доступности добычи и хорошей конъюнктуре цен на эти ископаемые, как было с золотом в период начала освоения Колымы, может развернуть тренд без дополнительных усилий со стороны государства.
Маленькое население — это плохо?
Есть общераспространённый миф, что чем больше населения, тем лучше. На самом деле это не всегда так. Самые лучшие годы с точки зрения простого народа в истории Европы пришлись на десятилетия после эпидемии чумы.
Когда численность населения восстановилась, уровень потребления народных масс скатился до совсем мизерного уровня.
Есть только один способ восстановления численности населения на Колыме — ГУЛАГ. Если такой вариант не нравится, то лучше уж придерживаться ленинской формулы «лучше меньше, да лучше», вкладываться в повышение производительности труда и качество жизни в регионе.