Опубликовано в газете "Вечерний Магадан", выпуск № 30
Фото: Павел Жданов
Недавно состоялась презентация авторского альбома «Фотограф Расул Месягутов», посвященного 75-летию Расула Шаукатовича. В издание вошло более 100 фотографий, сделанных им почти за 50 лет.
Альбом открывает серию книг издательства «Охотник» «Фотография. Жизнь на Севере». Этот проект осуществляется под флагом Магаданского отделения союза журналистов. Работа над книгой шла около двух лет, за это время она не раз перерабатывалась, долго отбирались снимки. Это неудивительно – выбрать из того множества фотографий, которые были сняты мастером за все это время, всего сотню – непростая задача. В итоге в альбом вошли те снимки, которые автор посчитал необходимыми.
В связи с выходом альбома и предстоящим юбилеем автора мы встретились с Расулом Шаукатовичем, чтобы поговорить о том, что такое качественная фотография, какие черты характера необходимы сегодня успешному фотографу и как рассказать о Магадане и Колыме в трех фотоснимках.
Вопрос-ответ
– Когда Вы поняли, что увлечение фотографией может стать вашей профессией?
– Увлекаться фотографией я начал вместе с другом еще в детстве. Мы изучали, что такое выдержка, диафрагма, проявляли пленку, печатали снимки… Сами сделали специальный красный фонарь, чтобы во время печати не засвечивалась пленка. Все это, конечно, было не так просто, но очень интересно.
В основном снимал своих близких, ребят во дворе. Ну а профессией это стало, когда я из Уфы, где родился, приехал в Магадан. Начал сотрудничать с разными газетами. Если какой-то снимок шел в номер – это было уже целое событие. Стали давать задания, и так пошло-поехало. Сначала «Магаданский комсомолец», потом «Магаданская правда», где работаю до сих пор.
– Что заставляет Вас остановиться и сделать снимок – осознанное решение или все-таки интуиция?
– Осознанное. Идешь по городу, вроде ничего интересного нет. Даже не думаешь о том, чтобы что-то снимать. Вдруг что-то такое замечаешь, останавливаешься и фотографируешь. Просто я сразу вижу, что кадр хороший получится.
Всегда беру с собой фотоаппарат. Когда выходишь без камеры, обязательно увидишь интересный кадр. А аппарат не взял. Бывает очень обидно.
– Какие черты характера необходимо развивать человеку, который хочет стать успешным фотографом?
– Я бы сказал, главная черта, которую надо развивать современным фотографам – это наглость. Нужно лезть в самую гущу событий. Тогда можно выхватить какой-то стоящий кадр. А если будешь стоять в стороне, все пройдет мимо тебя.
Также надо всегда быть собранным, чтобы не пропустить интересный момент. Терпение и внимательность тоже нужны, конечно.
Фото: Павел Жданов
– Что бы Вы хотели посоветовать начинающим фотографам?
– Всегда надо думать – что будешь снимать, для чего, что ты хочешь сказать этим снимком, а не просто «поливать» все подряд.
Конечно, нужны знания. База. Раньше, когда я, например, спорт снимал, читал специальные книжки – как снимать, какие выдержки ставить, откуда снимать и т.д.
Стоит смотреть журналы с фотографиями. Учиться на примере других фотографов. Сейчас интернет большой, можно найти очень много интересного.
Ну и, конечно, нужна практика – снимайте как можно больше. Со временем нарабатываются определенные «штампы». Чем больше у тебя штампов, тем лучше ты будешь подготовлен к разным ситуациям. Уже не надо ломать голову, что и как делать – у тебя сразу в голове выскакивает штамп. Можно сказать, что снимаешь на автомате.
– В аннотации к книге «Фотограф Расул Месягутов» написано, что «этот альбом является авторским, потому что сформировал его автор». По какому принципу отбирали фотографии, и почему одни оказались достойны в него войти, а другие нет?
– Конечно, выбрать из множества фотографий всего сто – это очень сложно, все снимки вроде бы хорошие. Но есть, например, несколько похожих снимков. Вот из них отбираешь лучшие. Кроме того, фотографии должны подходить друг другу по смыслу. Поэтому не все, что хотелось, вошло в альбом.
Вообще, я всегда очень критично отношусь к отбору фотографий. Из всей съемки могу выбрать один-два снимка. Это уже хорошо. Иногда бывает – сюжет отснял, а там ничего достойного внимания нет.
– В альбоме 3 раздела: «Аборигены», «Колыма» и «Семейный фотоальбом», почему решили именно так его сформировать?
– Чтобы было интересней. Вообще только о Колыме 90-х годов можно было бы сделать большой альбом, но это было бы слишком траурно. Митинги, разруха... А так как раньше Чукотка входила в состав Магаданской области, у меня были хорошие снимки наших аборигенов, поэтому было решено добавить этот раздел. Но когда мы сделали Чукотку и 90-е годы Колымы, все равно оставалось ощущение, что чего-то не хватает. Тогда я придумал добавить «Семейный альбом». И все сразу заиграло.
У меня особое отношение к семейным альбомам. Я как-то проходил мимо помойки, это было еще в 90-е годы, смотрю – лежат альбомы с фотографиями, чуть не заплакал.
Семейные альбомы нужны, чтобы у людей оставалась память. Хотелось бы, чтобы те, кто будет рассматривать этот раздел, вспомнили, что у них тоже есть такие снимки, и ринулись открывать старые чемоданы, чтобы посмотреть на свои фотографии, когда деревья были большими, а отец и мать были живы…
– Ваш основной жанр – репортаж. Как Вы относитесь к студийной фотографии? Никогда не хотелось поменять съемку на «передовой» жизни на студийную фотосъемку в тепле в уюте?
– Я перепробовал все жанры, и студийную съемку в том числе. Я, конечно, не все умею, потому что есть специалисты, которые специализируются на этом, хотя основные приемы мне хорошо знакомы. С уважением отношусь к тем, кто работает в студии, но для меня это скучно. Мне все-таки ближе репортаж. Надо жизнь снимать без прикрас.
Фото: Павел Жданов
– В любой сфере есть такое понятие, как профессиональное выгорание. Как Вам удается его избегать?
– Действительно, бывает, что у человека «замыливается» глаз, и он не замечает красоты или чего-то интересного. Но тут уже срабатывает «штамп», что нельзя проходить мимо этого. Даже если уже прошел, в голове все равно стучит – зря. Обратно возвращаешься и снимаешь.
– Если бы Вас попросили рассказать о Магадане и Колыме в трех фотоснимках. Что бы было на них изображено?
– На этих снимках должны быть наши «бренды». Певец Вадим Козин, например. Это мировой бренд. Что у нас еще славится? Золото, рыба, оленеводство – на выбор. Еще могли бы быть колымские рудники, где работали заключенные.
– Насколько качество фотографии зависит от техники?
– Если есть подготовка, знания, что такое выдержка, диафрагма, тогда можно любой фотоаппарат брать, даже самый дешевый. Из него можно все вытянуть.
Если же человек не знает даже самых основ, то лучше, конечно, взять хорошую камеру и снимать в автоматическом режиме. А потом уже, если появится желание, разбираться в настройках и пробовать снимать в ручном режиме.
– Чем отличается фотовзгляд профессионала от любителя?
– Когда снимает профессионал, он ставит перед собой определенную цель: рассказать какую-то историю, показать красоту человека или места, событие какое-то отобразить одним снимком... А у любителя цель – просто сфотографировать. Без всякой мысли. Он даже не смотрит на композицию и т.д. Просто решает, что надо снять для памяти. Но потом он, скорее всего, эту фотографию сотрет, потому что там ничего стоящего нет.
– Что бы Вы назвали «качественной фотографией»? Наверняка Вам можно показать фото, которые сняли профессионал и любитель, и Вы сможете определить, где чье.
– Качественная фотография видна сразу. Во-первых, она должна быть технически правильно сделана – резкость, цвет, композиция и т.д.
Во-вторых, у снимка должно быть содержание, должно быть понятно, что фотограф хотел сказать этим снимком…
– Что Вам больше нравится – цвет или ч/б?
– Цвет очень часто отвлекает внимание. Его можно использовать, если нужно что-то выделить, например, цветы. Тогда цвет, конечно, лучше. А бывает, от цвета так рябит в глазах, что получается какой-то кич, и за всем этим уже не видно содержания. Черно-белая фотография как раз помогает лучше передать смысл, то, что фотограф хотел сказать этим снимком.
– У Вас, наверное, какое-то особое отношение к фотографии. Вы застали то время, когда, чтобы получить снимок, нужно было проявить пленку, напечатать фото. Ресурс пленки тоже был не безграничен… Каждый кадр был ценен.
– Да, так было раньше. Там уже «верняк» всегда надо было делать. Ловить момент. А сейчас спорт снимаешь – поставил серийную съемку, а потом выбираешь лучший снимок.
Правда, когда серию снимаешь, обязательно первый снимок получается лучше. А те уже идут на всякий случай… Это как раз благодаря тому, что я знаю цену каждому кадру.
«Магадан. Уходящее настоящее»
Естественно, многое из того, что за все это время удалось снять фотографу, в альбом не вошло. Сейчас идет сбор средств на издание второго фотоальбома Расула Шаукатовича «Магадан. Уходящее настоящее». Книга является «памятником» той части нашего города, с которой начинался областной центр – Нагаево, Марчекан, Каменный карьер, 7-й рабочий, Шанхай. Именно там жили первопоселенцы и люди, осевшие здесь после строительства мостов, дорог, работы на приисках и отбывания наказаний в лагерях. Расул Месягутов в своих фотоснимках успел сохранить все это для истории. Этот альбом – дань памяти прошлому, тем, кто основал наш город.
Помочь выходу альбома, а также забронировать за собой экземпляр книги по выгодной цене, можно с помощью платформы для коллективного финансирования Planeta.ru. Сегодня уже собрано 12% от необходимой суммы. Собрать недостающие средства можно общими силами тех, кто любит этот город и хочет, чтобы память о его прошлом сохранилась.