Материал опубликован в газете Колымский тракт"
В практике расселения аварийного жилья на Колыме складывается парадоксальная ситуация, в прежние десятилетия невероятная. Вопреки, казалось бы, здравому смыслу, граждане новостройкам не рады, сожалеют об оставленных аварийных бараках и даже не хотят эти бараки покидать - в некоторых случаях власти переселяют людей принудительно. Те же магаданцы, кто только ожидает очереди на расселение, тешат себя надеждой стать впоследствии владельцем любой квартиры на вторичном рынке, лишь бы не в новом доме.
"Дайте мне хрущевку, - много лет молит чиновников знакомая мне обитательница аварийного дома по улице Рыбозаводской, - и я буду счастлива!". Во имя милой сердцу хрущевки женщина уже дважды отказывалась от переезда в новостройку, предпочитая платить деньги за съем жилья, нежели обречь себя и своих детей, в чем она уверена непоколебимо, на муку мученическую.
Все эти люди вовсе не городские сумасшедшие, они обычные жители нашего региона, имеющие естественное стремление к устройству своего домашнего быта в нормальных жилищных условиях. Горький же опыт немалой части новоселов, слух о котором идет по всей Колыме, свидетельствует, что жить в колымской новостройке - значит наверняка терпеть дискомфорт.
О том, что жалобы на новые дома носят объективный характер, мы уже рассказывали на примере дома # 10 по улице Энергостроителей в Магадане, где судом на основании экспертных данных неоднократно были доказаны многочисленные факты серьезных строительных недостатков.
Но есть, помимо некачественного строительства, и другие факторы, формирующие негативный образ колымской новостройки. Трудности в побуждении застройщиков к исправлению строительных недостатков - один из них. По доброй воле застройщики недостатки обычно не устраняют, чаще из-под палки, под давлением судебных органов, процесс это долгий и муторный.
Не прибавляет новостройкам доброй славы и широко применяемый в каркасно-монолитном строительстве гипсокартон, ввиду своей специфики для очень многих людей буквально ненавистный. Недаром новые дома в народе называют картонными.
Все названные факторы можно проиллюстрировать на примере дома # 10 по улице Марчеканской в Магадане. Он был построен ООО "СМУ-6" на бюджетные деньги и сдан в эксплуатацию 4 сентября 2014 года.
С потолка каплет, по стенам - трещины
Марчеканская, 10 включает 64 квартиры, из которых 48 возведены по договору участия в долевом строительстве с департаментом САТЭК мэрии Магадана, а остальные для переселенцев "с трассы". Целых 48 семей готовы были осчастливить городские власти, но не задалось счастье. А вот разочарование и обида явились сразу же по заселении, и с каждым годом эти горестные чувства, пропорционально умножающимся дефектам, в жильцах только крепнут.
По первому впечатлению в дефекты совсем не верится - изнутри дом имеет вид вполне достойный. Витражные, дающие много света, окна в подъездах, кафель на полу, опрятность стен и лестничных маршей - впечатление хорошее. Квартиры, за исключением некоторых каморок, тоже уютные - просторные прихожие и кухни, приятные обои. И, главное, тепло, очень тепло в квартирах. Но жильцы, а я обошла шесть квартир, посоветовали мне не доверяться первому впечатлению.
Обитатели новостройки с обидой вспоминают свое первое тогда еще разочарование как будто старой начинкой новых квартир. Говорят, что бэушные были смесители, кухонные плиты, батареи, линолеум на полу - все это быстро вышло из строя, смесители и плиты "полетели", батареи потекли - пришлось жильцам ставить свое, новое. Неожиданно быстро настала пора менять и счетчики на воду, поскольку срок поверки у многих наступал через полгода и даже три месяца.
Стеклопакеты в некоторых квартирах были поставлены наперекосяк, с ними тоже пришлось повозиться.
"У меня в комнате оконная дверца упиралась в "потолок" стеклопакета, - рассказывает жилец дома Игорь Тодорашко, - и совсем не открывалась. Пришлось верхний откос стачивать, теперь дверца открывается наполовину"
Но самые острые переживания вызывают гипсокартонные стены, никому они не нравятся. Не устраивают людей потребительские свойства гипсокартона, его непрактичность прежде всего.
"В бараке было лучше, - уверяет Игорь Тодорашко, - там, по крайней мере, были стены крепкие, а здесь, посмотрите, стены ходуном ходят".
С этими словами Игорь Юрьевич прикладывается к межкомнатной перегородке, в которой есть дверь, и стена в его руках колеблется, точно на ветру.
"Посмотрите, все стены, потолки в трещинах, - продолжает демонстрацию Тодорашко, - обои в этих местах рвутся. А на несущие стены гляньте, на кафель в ванной - видите трещины?!Да, дом дает усадку, но трещины на несущих стенах - это ненормально, значит, дом строили с нарушениями технологии! "
Точно такие трещины, длинными бороздками пролегающие вдоль и поперек, я видела, по крайней мере, в шести квартирах, но жильцы говорят, это беда всего дома.
Кроме трещин,гипсокартон отходит от стен и вспучивается, выступая под потолком буграми. По этой причине люди не могут крепить на стены ничего тяжелее фотографии в рамке, нет даже смысла вызывать специалиста, чтобы навесил на кухне шкафы.
А еще гипсокартон легко продырявить. Места, где с гипсокартоном соприкасаются дверные ручки межкомнатных дверей, самые уязвимые.
В квартире многодетной мамы Алены Балушкиной одна такая дыра образовалась на кухне, вторая намечается в комнате. Заглянув в дыру, можно увидеть стекловату и какие-то камешки.
"Что с этим делать, понятия не имею, - печалится Алена. - Как эти дыры заделывать? По-хорошему, нужно избавляться от гипсокартона и делать заливку стен, но на заливку нам никаких денег не хватит. Менять гипсокартон на новый? Но это тоже будет очень дорого".
С гипсокартоновыми стенами жильцы связывают и проблему со звукоизоляцией - говорят, слышно, как соседи чихают, сморкаются, шуршат в туалете. А когда громко включают музыку, трясутся стены.
Несладко приходится и жильцам верхнего этажа - с тех пор, как въехали сюда, с весны по осень потолки заливает во время осадков, и квартиры, и сам подъезд.
"У нас льет прямо над люстрой в детской комнате, видите, какие потеки, - показывает на потолок Алена Балушкина, - боимся, как бы не случилось замыкание".
А в квартире Марины Ярцевой, мамы четырехмесячного малыша, место протекания осадков выдает, в кляксе черноты, большой зазор на потолке.
"Эту квартиру мне дали как сироте, живем здесь уже два года, - говорит Марина. - Когда капает, ставим ведра. Теперь очень переживаю, что сырость может отразиться на здоровье ребенка".
На протечки кровли жильцы не раз жаловались в свою управляющую компанию, и УК не раз уже пыталась устранить неполадку, но безуспешно. На самом деле причиной неполадки является строительный брак, исправить его обязан застройщик. На этот счет есть решение суда, о чем еще пойдет речь.
Пока же завершим рассказ о проблемах дома. В нем тепло, но по словам жильцов, в последнее время заметно похолодало - дует от стеклопакетов, чего прежде не было.
Еще жильцы двухкомнатных квартир площадью 44 кв.метра жалуются на неудобства планировки. Люди уверены, что изначально эти квартиры были однокомнатными, по чьему-то злому велениюпеределанные в двушки. Комнатки в таких квартирах и правда напоминают каморки. Если в комнатке, что побольше, поставить диван, для другой мебели места уже нет, развернуться негде.
"Что это за непонятная планировка, - с возмущением говорит Евгений Дель, - посмотрите, какие маленькие и тесные комнаты. Неужели в 21 веке нельзя построить что-нибудь лучшее? У нас даже подвала нет, людям негде велосипед поставить, коляску детскую. Это неблагоустроенное жилье".
Не мытьем, так катаньем
Дефекты строительства застройщик, конечно, обязан устранять - гарантийный срок эксплуатации составляет пять лет. Но здесь и начинается пробуксовка, вероятно, вступает в действие обычная человеческая психология: когда деньги давно и сполна получены, стараться уже не хочется.
Пример Энергостроителей, 10 хорошо показывает важность активной позиции самих жильцов, при грамотных действиях имеющих все шансы добиться от застройщика устранения недостатков. Борьбу с застройщиком там энергично вели сами собственники (и сейчас продолжают) при весомой поддержке городской прокуратуры. Не так на Марчеканской, 10.
По словам жильцов, в разное время они жаловались в мэрию, в центр ЖКХ, в прокуратуру, но улучшений не видят. Была ли реакция на обращения, никто не знает. Но и активности особой среди жильцов тоже никто не проявляет. Вроде и готовы, но не знают, как правильно поступить..
А для начала нужно понять, кто собственник жилья, а кто нет. Право требовать устранения строительных недостатков есть только у собственников. Если собственниками являются жильцы,они могут обращаться в прокуратуру или напрямую в суд. Если квартиры в муниципальной собственности, выходить в суд уполномочен муниципалитет в лице департамента САТЭК. В отношении общедомового имущества департамент вправе судиться в том случае, если в доме есть хотя бы одна муниципальная квартира. На Марчеканской, 10 такие квартиры есть. Специалисты департамента и воюют с застройщиком. Эта история как раз о том, что застройщик исправляет недоделки только под нажимом судебных органов.
Как нам пояснили в юридическом отделе департамента САТЭК, первая жалоба - на капель с потолка в одной из квартир - поступила в мэрию в апреле 2015 года. Департамент вышел с иском в суд, но в ходе разбирательства, не дожидаясь судебного решения, застройщик дефект устранил, что подтверждено актом осмотра.
В последующем, по представлению прокуратуры, специалистами департамента проведен осмотр мест общего пользования и выявлены недостатки: в подъезде # 1 зазоры между горизонтальными и вертикальными элементами оконной рамы, в подьезде #4 - зазоры в стыках между оконным блоком и стенками оконного проема, а на участке между вторым и третьим подъездами - отклонения от вертикальной оси участка ограждения.
Эти недостатки были отражены в актах от 17 ноября 2015 года и 26 января 2016 года. Застройщику дважды направлялись письма с предложением устранить недостатки, а поскольку он этого не сделал, департамент САТЭК обратился в суд. Только тогда и поспешил застройщик - не дожидаясь решения суда, все требования исполнил.
Тем временем подоспели новые жалобы. Их следствием стала совместная проверка специалистов департамента САТЭК, Правительства Магаданской области, Центра ЖКХ и ГУК РЭУ-3. Результаты осмотра оформлены актами от 9 и 26 июня 2017 года, в них указаны: деформация входных дверей первых двух подъездов, просадка лестничных маршей этих же подъездов,множественные следы протечек в тамбурах.
Здесь же названы причины залива квартир.
"Сверху вентялиционных каналов между стенками вентялиционной шахты из шлакоблоков, обрамленной угловой сталью, и обшивкой вентялиционных каналов, имеются зазоры, в результате чего происходит залив квартир, расположенных на 5 этаже".
Кроме того, "на обделку" парапета из оцинкованной стали полимерным покрытием нашит фартук из оцинкованной стали с нарушением технологии, под который во время дождя затекает вода, что также приводит к заливу квартир, расположенных на 5 этаже".
13 июля 2017 года застройщику направили претензию, но действия это не возымело. Департамент вновь обратился в суд с исковым заявлением. Арбитражный суд Магаданской области от 22 декабря 2017 года вынес решение удовлетворить заявленные требования за исключением одного - требования заменить дверь в первом подъезде. Потому что при составлении акта летом 2017 застройщик не присутствовал, а сама дверь на момент решения суда в первом подъезде была заменена управляющей компанией многоквартирного дома. Тем самым, расценил суд, застройщик был лишен возможности доказать, что прежняя дверь деформирована в результате неправильной эксплуатации.
Также судом было прекращено производство по делу в части уборки строительного мусора из помещений цокольного этажа, поскольку застройщик продал эти помещения другой организации.
До сей поры, однако, цокольный этаж пустует, жильцы расценивают это как "ни себе ни людям". Но, как бы не мечталось им приспособить подвал под собственные нужды, это невозможно. Подвал на Марчеканской, 10 - была и есть чужая собственность.
Остальные требования Арбитражный суд обязал исполнить застройщика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, то есть до 22 февраля 2018 года. А именно:
- заменить входную дверь второго подъезда,
- устранить причины проседания лестничных маршей второго и третьего подъездов,
- устранить причины протечек в тамбурах подъездов и на последних этажах,
- устранить зазоры между стенками вентиляционной шахты и обшивкой вентялиционных каналов,
- устранить попадание воды под фартук из оцинкованной стали, нашитый на обделку парапета,
- устранить зазоры между дверной коробкой и стенками будки выхода на кровлю многоквартирного дома.
Срок истек, но застройщик ничего не сделал, отговорившись невозможностью работ в холодное время года. Как поясняют в департаменте, застройщик попросил об отсрочке, обязуясь устранить недостатки до июля 2018-го, и ему пошли навстречу.
Ну а как же поквартирные изъяны: трещины, чудесная слышимость, продувание стеклопакетов? Если жильцы хотят добиться результата, должны действовать, пока дом на гарантии. Являются ли вышеназванные недостатки строительным браком, определить могут только специалисты.
Лучше на вторичном рынке?
Обращаясь к примерам некачественного жилищного строительства, грешным делом призадумаешься: умеем ли мы строить? В этом можно бы усомниться, не будь перед глазами примеров положительных, пусть и немногих. Построил же наш подрядчик девятиэтажный дом по Колымскому шоссе - приличный с виду, наверняка и внутри. Никто там не жалуется, в том числе и немногочисленные переселенцы из аварийного жилья, живут люди и радуются. Почему же на Энергостроителей, 10 у того же подрядчика вышло изделие, качество которого новоселы не один год оспаривают в суде?
Между девятиэжной новостройкой и многими прочими, что строят в регионе под расселение, существует одна принципиальная разница. Девятиэтажный дом по Колымскому шоссе - это коммерческое строительство с весьма скромным участием бюджета (мэрия выкупила всего 11 квартир), тогда как дома для переселенцев из аварийного жилья - строительство бюджетное во всех смыслах.
Сами специалисты признают, что те финансовые средства, которые выделяет федерация, недостаточны, чтобы строить дома более высокого класса. При этом резонно добавляют: если застройщик недобросовестный, его хоть озолоти, он и в элитной застройке будет гнать брак. А если добросовестный, то и эконом-класс сделает на высшем уровне.
Оставим за скобками статьи вопрос, почему за бюджетные деньги мы строим так неладно, почему эти нелады принимаем. Но обратим, однако же, внимание, что деньги, бюджетом выделяемые, все же весьма немаленькие. К примеру, цена муниципального контракта по той же Марчеканской, 10 - 146, 3 млн рублей. Этих денег вполне бы хватило, чтобы приобрести 48 квартир на вторичном рынке.
Сам собой напрашивается вопрос: зачем тратить сотни миллионов на строительство жилья, в котором люди мучаются, если за те же миллионы можно купить жилье, в котором люди будут радоваться? Нужно ли вообще такое строительство региону, специфику которого определяет непрерывный отток населения и избыток жилья на вторичном рынке?
Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ