В середине апреля они в совместном обращении к главе правительства Михаилу Мишустину заявили, что текущий кризис «не имеет прецедентов за последние 20 лет», и попросили премьера сократить программы помощи гражданам и компаниям, - пишет издание Baza.
Потери банковской системы от таких программ Греф и Костин оценили почти в 500 млрд рублей.
Обращение банкиров было также передано для рассмотрения в Минфин.
«Банковская система столкнулась с вызовами по всем направлениям деятельности», — писали руководители двух крупнейших банков страны. Первый удар был в марте: рухнул рубль.
Как сказано в письме, «девальвация на 10 рублей за доллар ведёт к снижению достаточности капиталов банковской системы».
По мере введения карантина ситуация становилась всё хуже. В апреле люди стали гораздо меньше покупать, и сразу же упали комиссионные доходы банков от использования карт.
«Мы ожидаем, что в течение второго квартала чистые комиссионные доходы банков упадут примерно на 40–50%», — сказано в письме.
По словам банкиров, даже если за оставшееся время рынок полностью восстановится, падение комиссионных доходов по итогам года составит 200 млрд рублей.
Затем в связи с эпидемией и кризисом были введены кредитные каникулы для граждан, индивидуальных предпринимателей и компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу: можно отложить платёж на срок до 6 месяцев.
По оценке глав «Сбербанка» и ВТБ, банковская система потеряет от этого 160 млрд рублей.
Если люди и компании на полгода массово перестанут платить по кредитам, то банкам неоткуда будет взять деньги (возникнет дефицит ликвидности).
Средства нужно будет привлекать за счёт новых вкладов, а чтобы сделать вклады привлекательными, придётся повышать ставки по ним. Когда ставки увеличиваются хотя бы на 1 пп, банковская система теряет 150 млрд рублей.
Но и это ещё не всё. Главный удар по банкам нанесут крупные компании, которые не смогут выплатить кредиты вовсе.
«На отрасли, включённые президентом и правительством в число пострадавших от кризиса, приходится более 3 трлн рублей кредитов банковской системы», — говорится в письме.
Как утверждают Греф и Костин, банки провели стресс-тесты системообразующих компаний и выяснили, что около четверти из них не могут платить даже проценты по кредитам.
При этом проблемы у многих их них возникли ещё в докризисный период.
«Портфель кредитов банков, выданных компаниям из числа системообразующих, составляет 10 трлн рублей, из них около 2,5–3 трлн приходится на компании, не прошедшие стресс-тест», — говорится в письме.
Костин с Грефом обращают внимание на то, что банкам изначально было тяжело, но именно за счёт них осуществляются «многие уже принятые программы поддержки заёмщиков и меры помощи населению».
В приложении к письму Греф и Костин рассчитали потери банков от «действующих и ожидаемых программ поддержки населения и бизнеса» — это около 500 млрд рублей.
Выход из грядущего кризиса банкиры видят в отказе от новых правительственных мер по поддержке граждан и бизнеса.
«Требуется ограничить введение новых и расширение применения уже принятых мер по поддержке клиентов за счёт банков», — пишут банкиры. Также нужно «воздержаться от новых мер, ведущих к падению некредитных доходов банков (отмена комиссий ЖКХ, снижение ставок эквайринга)».
В письме идёт речь также о мерах поддержки для банковского сектора, например, чтобы «Внешэкономбанк» полностью покрывал риски банков, выдающих кредиты под 0% компаниям, которым нечем платить зарплату (на момент подписания письма риски покрывались на 75%).
«Требуется увеличение покрытия таких кредитов до 100%», — пишут Греф и Костин.
Кстати, о некоторых мерах, которые вводятся для поддержки банков, ЦБ уже объявлял.
Например, это смягчение требований к формированию банковских резервов и снижение отчислений в Фонд страхования вкладов.
В пресс-службах «Сбербанка», ВТБ и Минфина не ответили на запросы «Базы».