Приглашенный на Колыму специалист-медик несколько лет не может получить постоянную регистрацию по месту жительства, что лишает его возможности реализовать права гражданина РФ и наводит на мысли уехать из региона.
Нет нужды живописать напряженную ситуацию с наличием специалистов в важнейших для колымчан отраслях, прежде всего в социальной сфере. Мы постоянно сталкиваемся с этим в повседневной жизни.
В одном поселке школа не может найти учителя химии, в другом – математики. В третьем ввиду того, что некому работать, вот-вот закроют на амбарный замок сельский клуб. Даже в областном центре нехватка специалистов-медиков проявляется многочасовыми очередями на прием к участковому терапевту, а, к примеру, первичного приема в онкодиспансере люди, несмотря на уверения чиновников в обратном, ждут по два-три и больше месяцев.
Томление в больничных очередях и беготню в поисках приличных репетиторов для школьника скрашивают официальные сообщения представителей власти о системной работе по привлечению в область квалифицированных специалистов.
Да, их ищут руководители учреждений по городам и весям, и не только российским. Но даже найдя и «выписав» спецов на Колыму, зачастую не могут удержать. Основная причина: приглашенные по факту получают не все, что им было обещано – что по зарплате, что по жилью.
В истории, приключившейся с одной из приехавших сотрудниц санатория «Талая», человек вообще не может пользоваться базовыми правами – правами гражданина РФ.
История, надо заметить, более чем странная.
Остаемся зимовать
Лучия Серая с дочерью-школьницей приехала в пос. Талая в 2013 году по приглашению главного врача ГАУЗ «Магаданский областной «Санаторий «Талая» А.В. Косенко. По его договоренности с исполнительным органом поселковой власти ей сразу была предоставлена двухкомнатная квартира по договору коммерческого найма, в которой медик своими силами сделала ремонт.
Поскольку на момент прибытия Лучия и ее дочь имели украинское гражданство, они получили временную регистрацию по месту жительства. Вскоре обе приняли гражданство РФ.
- Побоялась сначала заключать контракт больше чем на год, - признается Лучия. – Мне, родившейся и почти всю жизнь прожившей в солнечной Молдавии, трудно было представить, как это – Север, долгая зима, морозы, маленький отдаленный поселок.
Но знаете, мне понравилось! Здесь необыкновенно красиво и много хороших людей, больше, чем где бы то ни было, да и работа в санатории вполне устраивала. Поэтому решили: остаемся.
Однако несмотря на принятие российского гражданства, продление трудового договора с санаторием до 2020 года, а также абсолютное отсутствие другого жилья, прописка у Л. Серой и ребенка осталась временной. Что это значит, думаю, понятно всем. Ни кредит в банке взять, ни на выборах проголосовать и далее по списку.
А как себя должен чувствовать человек, живущий на птичьих правах?
«Докажи, что малоимущая»
Самостоятельные попытки решить вопрос с регистрацией успехом не увенчались. Поселковая администрация уверяла, что «прописные» дела в компетенции комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Хасынского района, КУМИ кивало на поссовет.
Потом в области случилась административная реформа. Хасынский район стал городским округом, должность главы поселковой администрации упразднили, оставив на месте «связного» - ведущего специалиста.
Л. Серая с новыми силами вернулась к вопросу о регистрации. Представитель органа местного самоуправления разъяснила, что теперь все жилищные вопросы надо решать в райцентре. Исключение составляет муниципальное жилье, выделяемое по договорам социального найма, а выделяется оно, согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ, только малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном порядке.
- То есть, чтобы получить постоянную прописку по месту жительства, я должна предоставить документы, подтверждающие, что мой доход ниже прожиточного минимума, - рассказывает Лучия Сергеевна. – Но я же приехала на Колыму зарабатывать! Меня и приглашали для этого! На минимальную зарплату в Магадане не проживешь, не говоря уже о Талой, а у меня еще дочь, которую нужно учить, кормить, одевать!
Естественно, я работала в санатории не на одну ставку, поэтому и совокупный доход семьи не вписался в рамки минимального. В прописке мне было отказано.
Рабский труд?
- Я предлагала выкупить у муниципалитета эту квартиру, - продолжает Л. Серая. - Говорят: нельзя, муниципальное жилье частными лицами приватизировать запрещено. Кем запрещено, почему? В той же Талой столько пустующих квартир!
Отдайте их людям! Они приведут жилье в порядок, будут платить за его содержание. Что, для муниципалитета эти деньги стали бы лишними? А главное, люди закреплялись бы на месте. Имея свой угол, они бы уже не помышляли куда-то ехать, искать лучшей доли в других регионах. Глядишь, остались бы здесь навсегда жить и работать, растить детей, приносить этому краю пользу.
Я по себе сужу. Если бы у меня была на Талой постоянная прописка, не обязательно в собственной квартире, пусть просто по договору соцнайма, я бы никуда не уехала, тем более что у меня нет другого жилья: ни на Украине, ни в Молдавии, ни тем более в России.
Но теперь у меня нет иного выхода, кроме как работать на одну ставку, чтобы спустя время претендовать на постоянную прописку как малоимущая. Мне лично это напоминает рабство и совершенно не устраивает.
Меня не устраивает, что моя дочь также имеет лишь временную прописку в общежитии Магаданского политехникума. По окончании обучения она окажется бомжом, как и я, когда истечет срок трудового договора с санаторием.
Куда нам с ней идти? Кто захочет взять на работу человека, у которого не было постоянного места жительства? – с горечью вопрошает Лучия.
В отчаянии она обратилась за помощью в Магаданское региональное отделение ОНФ. «Фронтовики» донесли проблему медработника до губернатора области. В.П. Печеный, выразив удивление нелепостью ситуации, отдал распоряжение своим подчиненным незамедлительно решить вопрос с пропиской.
Кроме того, на личной встрече с Лучией в июле глава территории твердо пообещал, что недоразумение будет устранено в течение нескольких дней. Однако на дворе середина октября, а прописки как не было, так и нет. Почему? Попробуем разобраться.
Есть выход!
Ситуацию разъясняет глава Хасынского городского округа Борис Соколов.
- В соответствии с ЖК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, в том числе жилые помещения, могут передаваться двумя способами: либо в коммерческий наем, либо в социальный, - объясняет Борис Владимирович. – С гражданкой Серой заключен договор коммерческого найма, не дающий права постоянной регистрации.
Тем не менее, мы пробовали зарегистрировать ее на основании действующего договора в миграционной службе. В регистрации было отказано.
Договор социального найма заключить с Серой также не представляется возможным, поскольку она не получила статус малоимущей в связи с тем, что ее совокупный доход превышает минимальный порог.
Поэтому мы пошли другим путем, а именно: обратились в областной комитет по управлению государственным имуществом с предложением о безвозмездной передаче квартиры, в которой проживает Лучия Сергеевна, из муниципальной собственности в государственную в качестве ведомственного жилья, закрепленного за ГАУЗ МОС «Талая».
В этом случае никаких проблем с постоянной регистрацией быть не может, пока Серая является постоянным сотрудником данного учреждения.
Все страньше и страньше
Письмо с предложением №3686 от 01.08.2017 за подписью Б.В. Соколова направляется в департамент имущественных и земельных отношений Магаданской области.
И.о. руководителя департамента Е.Г. Трубина в ответном письме №АП-5/2452 от 14.08.2017 сообщает об отсутствии оснований для передачи квартиры в государственную собственность, ссылаясь на 122-ФЗ и иные нормативные документы.
При этом в письме отмечается, что «для осуществления передачи квартиры в государственную собственность Магаданской области при условии заинтересованности ГАУЗ МОС «Талая» в ее использовании для своего сотрудника необходимо решить вопрос о заключении договора пользования квартирой с учреждением».
22 августа 2017 года районный КУМИ направляет письмо (№256) с таким предложением на имя главного врача санатория М.В. Дик. В ответе за №902 от 13.09.2017 и.о. главврача А.Г. Логинова сообщает: «Серая Л.С. по вопросу предоставления ей постоянной регистрации по месту жительства в администрацию санатория не обращалась.
Средств на оформление и передачу квартиры, в которой на данный момент проживает Л.С. Серая, не предусмотрено».
Странно, что руководство учреждения, оказывается, не в курсе жилищной проблемы своей сотрудницы. Еще более непонятно, о каких «средствах для оформления и передачи» квартиры говорится в письме, ведь глава Хасынского городского округа недвусмысленно выразил готовность передать муниципальное имущество безвозмездно? То есть, даром?
Но больше всего смутила следующая информация из письма: «В оперативном управлении ГАУЗ МОС «Талая» имеется ведомственная квартира, которая в данный момент свободна. Л.С. Серой было предложено занять данную квартиру и оформить регистрацию. Получен отказ».
- Действительно, санаторий предлагал мне переехать в подведомственную ему однокомнатную квартиру. Разбитую! – поясняет Лучия. - В ней же ни окон ни дверей, голые стены! И что мне, опять вкладываться в капитальный ремонт? Вы бы согласились? Вот и я не согласилась. До тех пор, пока квартиру не приведут в жилое состояние.
«Сами, ребята, сами!»
Аналогичный приведенному выше ответ руководства санатория «Талая» пришел в департамент имущественных и земельных отношений (№824 от 16.08.2017) и стал основанием для сворачивания темы.
- Если бы у санатория не было своего служебного жилья, он мог бы взять квартиру, в которой проживает гражданка Серая, в пользование по договору аренды с хасынским КУМИ, - дает комментарий и.о. руководителя департамента Елена Трубина, - и тогда у нашего ведомства были бы основания в последующем принять эту квартиру в государственную собственность.
Ей был бы присвоен статус служебного жилого помещения, которое затем в установленном порядке распределялось бы. Но у санатория уже есть ведомственная квартира, которая пустует. Зачем же учреждению нести лишние затраты на содержание имущества?
В каком состоянии это «имущество» находится по факту, похоже, мало кого интересует, хотя, например, Борис Соколов согласен с отказом медработника менять отремонтированное жилье на разбитое.
По его мнению, вопрос о передаче муниципальной квартиры в статус служебного жилья в принципе не в компетенции руководства санатория.
- Это полномочия министерства здравоохранения, в чьем подчинении находится ГАУЗ МОС «Талая», - считает глава городского округа. – По сути, магаданские органы здравоохранения, да и другие тоже, перекладывают решение жилищного вопроса приглашенных работников на самих работников.
Это неправильно и противоречит основному принципу привлечения нужных области специалистов. Позвали, наобещали, привезли, а потом ставят перед фактом: ищите себе жилье.
Обеспечение жильем приезжих специалистов закон оставил за рамками полномочий муниципалитетов, но мы готовы на законных основаниях передать в государственную собственность столько квартир, сколько потребуется.
Вопрос решается в течение одного дня и без привлечения каких-либо бюджетных средств. Другое дело, что заявки на передачу к нам не поступают.
Кто подумает о нас?
Так нужны области медики, учителя, работники культуры, или нет? На словах да, нужны. А на деле? Почему элементарный перевод муниципальной квартиры в статус служебного жилья стопорится без видимых объективных причин?
Почему министерство здравоохранения самоустранилось от решения жилищного вопроса приглашенного медицинского работника, отдав его на откуп руководителя, между прочим, тоже приезжей, которая сегодня здесь, а завтра – совершенно в другом месте, и душа не болит, что там с санаторием, с его укомплектованностью кадрами?
Почему никто из чиновников от медицины не может внятно объяснить Л. Серой, как ей быть дальше? Оставаться работать на ставку, еще глубже погружаясь в долги, потому что надо как-то выживать и учить дочь? Плюнуть на прописку и жить сегодняшним днем? А кто ее примет на работу завтра?
А на носу, на секундочку, выборы Президента РФ и губернатора области. Лишение гражданина России права голосовать и быть избранным – штука весьма серьезная. Кто-то помнит об этом?
И кто, в конце концов, подумает о населении области, у которого с каждым днем все меньше доступа к качественному бесплатному медицинскому обслуживанию, образованию и проч. именно из-за оттока квалифицированных кадров? При пустующих, заметьте, муниципальных квартирах и служебном жилье, которое жильем по-хорошему нельзя назвать?
Региональное отделение ОНФ направило руководителю областного Минздрава, ответственного за сохранение медицинских кадров, письмо с предложением инициировать перевод квартиры, в которой проживает Л. Серая, в служебное жилье, подведомственное санаторию «Талая», с последующим оформлением как государственную собственность.
Закончатся ли на этом странности? Подождем ответа.