Вместо предисловия
Есть в русской классической литературе 19 столетия жанр, именуемый «быль». Целый ряд рассказов и повестей имеют такой подзаголовок, что указывает на реальность описываемых событий, подвергнутых незначительной художественной обработке.
Предлагаю читательской аудитории портала «Весьма» поделиться своими реальными историями, касающимися контактов с такой группой, которую принято обобщенно именовать «чиновники». А чтобы как-то начать процесс, предлагаю несколько историй, участником или свидетелем которых пришлось стать.
Объективный отчет
Довелось мне оказаться за каким-то интересом, связанным с работой, в одном государственном органе областного масштаба. В таких заведениях не всегда удается решить вопрос, ограничившись одним визитом, а диалоги с чиновниками порой напоминают сюжет из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В этой советской комедии есть сцена, в которой шведский посол, обращаясь к и.о. царя Ивана Грозного с просьбой отдать Кемску волость, получает такой ответ от «князя» Милославского: «Дорогой товарищ, такие вопросы с кандочка не решаются. Нам надо посоветоваться с товарищами, зайдите на недельке».
Пробыв в коридорах власти почти два часа, спускаюсь в курилку (а тогда они еще существовали) и встречаю парочку чиновников, с которыми был отчасти знаком. Мое присутствие их ничуть не смутило и они продолжали разговор о «делах государственной важности». Субординационное положение этих чиновников было таково - один из них руководитель, а другой его заместитель по чему-то там. Заместитель говорит:
– Отчет полугодовой составляю, да вот только не знаю, как лучше представить информацию о мероприятии «ХХ».
– А в чем проблема? – спрашивает начальник.
– Да проблема в том, - отвечает заместитель, – что бюджет на проведение мероприятия мы освоили в полном объеме, но число участников было значительно меньшим, чем мы планировали.
– А сколько планировалось участников? – спрашивает начальник.
– Планировалось не менее 60, а фактически участвовало 14 человек.
Далее заместитель объяснил, что большинство районов области не отправили своих представителей из-за отсутствия денежных средств на поездку. Лишь три близлежащих к областному центру района отправили кто два, а кто три участника, да еще от города Магадана было шесть человек, хотя планировалось не менее десяти. Таким образом, от планируемого охвата по факту выходило менее 25 процентов.
После сообщения заместителем сведений о статистике участия в областном мероприятии районных делегаций, в разговоре возникла пауза. Начальник, слегка откинув голову назад и воздев глаза в потолок, о чем-тораздумывал, видимо «прокручивая» различные варианты выхода из ситуации. Заместитель с надеждойсмотрел и ждал, что скажет шеф.
Так, – спустя пару минут сказал начальник, – смотри: участвовало три района плюс город. Итого четыре муниципальных образования мы охватили. А четыре – это же практически половина от общего числа муниципалитетов в области! Поэтому в отчете пиши не количество участников, а то, что к участию в мероприятии «ХХ» нами была привлечена половина муниципальных образований. Понял?
– Понял! – ответил зам и отправился дописывать отчет.
Праздники, банкеты, тамада!
Дело было в преддверии одного из праздников, сейчас уже не вспомню какого. В рамках праздничных мероприятий планировалось организовать банкет для представителей старшего поколения. Пара чиновников, отвечавших за организацию банкета, обсуждали необходимые закупки и так называемую культурную программу.
С культурной программой дело спорилось и не вызывало особых разногласий у организаторов: мальчики-балалаечники, коллектив русской песни и танца, хореографический номер от бальной студии и т.п.
Но вот дошли до сервировки стола.Здесь вроде тоже все традиционно – торт, пироги, конфеты. Но закавыка возникла по вопросу спиртного. Возник спор, что лучше - вино, водка, шампанское или все сразу, а если все сразу, то в каких пропорциях. Спорили минут пятнадцать и в итоге решили, что оптимально заказать водку и шампанское. При этом один из чиновников, резюмируя обсуждение, вывел следующую «формулу»: «Водки побольше, шампанского поменьше!»
«Узкий» специалист
В поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин» есть такие строки: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Заметил, что чиновники в этом плане относятся к категории людей, «любящих» поучиться. При этом в силу профессиональных деформаций, которые происходят с ними в процессе длительной службы, порой они сами хотят определять, что им следует учить, а без чего они в профессиональной деятельности смогут обойтись, ведь есть подчиненные, которым можно дать поручение.
Довелось мне обучаться юриспруденции по программе второго высшего образования. На первом курсе учился со мной один чиновник из числа руководителей среднего звена.
Сдаем первую сессию. В числе дисциплин, подлежащих сдаче, «Конституционное право России». Дисциплина эта в юриспруденции относится к числу базовых, а знания, в ее рамках почерпнутые, имеют универсальный характер. В общем, важная дисциплина.
Захожу в аудиторию следом за нашим студентом-чиновником, беру билет, сажусь готовиться. Доходит очередь отвечать чиновнику. Бодрым шагом он подходит к столу, за которым восседает преподаватель, присаживается и протягивает зачетку и билет. Все проходит вроде по «протоколу» и не предвидится какого-то нестандартного развития событий.
Преподаватель, взяв билет и зачетку, сначала просматривает вопросы, на которые предстоит отвечать студенту-чиновнику и потом смотрит в его зачетку, чтобы свериться с ведомостью. Дождавшись, когдапреподаватель завершит все манипуляции с зачеткой и билетом, чиновник хорошо поставленным голосом (даже не шёпотом) обращается к экзаменатору:
– Вы знаете, Иван Иванович, я в данный момент замещаю должность зав-бав-мав отдела. А стаж моей службы составляет уже семь лет и за все эти годы мне не приходилось сталкиваться с конституционным правом. Ну ни как оно (т.е. данная отрасль права) не распространяется на ту сферу, которой мы управляем, а я в перспективе не планирую менять профиль деятельности. Поэтому Вы мне, пожалуйста, поставьте зачет, мне ведь все равно это в практике не нужно.
Когда студент-чиновник закончил свой спич (а слышали его все, находившиеся в этот момент в аудитории), шуршание бумаг прекратилось, студенты замерли, напряглись и каждый с интересов наблюдал за реакцией преподавателя. После некоторой заминки, преподаватель сказал:
– Друг мой любезный, Вы, в общем и целом, не правы. Я конечно с уважением отношусь к Вашему профессиональному опыту, но освободить Вас от прохождения зачета я не могу и в данной ситуации могу поставить только твердую «двойку». Других вариантов не будет!
Студент-чиновник еще посидел несколько секунд, видимо обдумывая сказанное экзаменатором, молча встал и вышел.
После этого зачета мы нашего сокурсника больше не встречали.
Через пару лет я встретил его случайно на улице. Поздоровались, несколько минут поговорили.В ходе беседы я узнал, что после того зачета он забрал документы и был принят в один из филиалов, которых в 2000-е годы в изобилии было в Магадане. Конституционное право он успешно «сдал».Причем обучался он в филиале вуза, носившем имя Великого русского поэта…
Читайте наши новости в Telegram https://t.me/vesma
и в группе WhatsApp https://chat.whatsapp.com/0pb1QYdM0Jp3OabMSGDwPG
и подписывайтесь в Twitter https://twitter.com/Vesmatoday